Найти тему

Дистанционный "козел" и электронный распорядитель дефицита. Советские карикатуры про роботов.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Сегодня я снова отобрал для вас советские карикатуры, главными персонажами которых являются роботы. Предыдущую подборку рисунков с их участием вы можете посмотреть ЗДЕСЬ. В 70-х и 80-х годах прошлого века тема роботизации человеческой деятельности была очень популярна, люди вполне справедливо предполагали, что у подобных механизмов большое будущее, поэтому то, что роботы постоянно «мелькали» в рисунках советских и зарубежных карикатуристов, неудивительно. Ну а сатирические и юмористические задачи с их помощью художники решали, особо, как говорится, не мудрствуя: роботов они просто олицетворяли, то есть, наделяли их человеческими качествами, а также всеми присущими людям достоинствами и недостатками. И получалось это у них, по-моему, достаточно смешно и очень жизненно. Смотрим))

Искусственный интеллект, как известно, не может мыслить ассоциативно, и если робота сначала обучили алгоритму поедания чего-либо, а потом кто-то при обучении его игре в шахматы легкомысленно обозначил факт выигрывания фигуры сленговым словечком "съесть", то что он, по-вашему, должен был с этим выигранным "конем" сделать?)) Так что претензии оппонент робот предъявлять собирается, по-моему, вполне по адресу:

Художник К. Рыбалко, "Крокодил" №5, 1981
Художник К. Рыбалко, "Крокодил" №5, 1981

Ещё одна карикатура, в сюжете которой автор иронизирует по поводу "огрехов" в незнакомой тогда многим работе программиста. Этот "специалист" решил, похоже, подойти к процессу обучения ИИ робота по методичке, написанной для первоклассников:

Художник Александр Умяров, "Крокодил" №26, 1981
Художник Александр Умяров, "Крокодил" №26, 1981

- Ты долго ещё будешь издеваться?

Допускаю, что программисты просто ещё не успели обучить "роботенка" на следующей карикатуре тем премудростям лингвистических алгоритмов, которыми уже обладает его более продвинутый "папаша", но почему последний обезличенный набор цифр считает для себя оскорблением, мне непонятно. Хотя догадываюсь, что даже циферки, не несущие никакой смысловой нагрузки, можно составить в таком порядке, что для любого приличного искусственного интеллекта они будут выглядеть оскорбительно:

Художник Геннадий Андрианов, "Крокодил" №14, 1979
Художник Геннадий Андрианов, "Крокодил" №14, 1979

- Ты как с отцом разговариваешь!

Следующий рисунок тоже с элементами родительской опеки, но, как и положено карикатуре, подоплеку имеет уже сатирическую. Правда, какую деталь механизма робота можно использовать, как запчасть для трактора, представить себе я не могу:

Художник Евгений Ведерников, "Крокодил" №15, 1979
Художник Евгений Ведерников, "Крокодил" №15, 1979

- Туда, сынок, не ходи - разберут на запчасти!

Ещё одна карикатура, написанная автором для решения задачи, исключительно сатирической. Однако на этот раз художник намеренно не наделяет робота человеческими качествами, а наоборот, предлагает использовать его, так сказать, по назначению: как механизм, абсолютно бездушный и лишенный сочувствия к проблемам человека полностью:

Художник Валентин Воробьев, "Крокодил" №16, 1980
Художник Валентин Воробьев, "Крокодил" №16, 1980

Я не знаю, сколько народа сегодня с увлечением играют в доминошного "козла" в интернете, однако идея такого удаленного варианта этой игры существовала, если верить следующей карикатуре, ещё в советские времена. Правда, поводом для её появления тогда была не присущая сегодняшним "доминошникам" лень и некоммуникабельность, а наоборот, сильное желание некоторых жен хоть как-то их отвадить от постоянных, вызванных необходимостью собираться компанией, отлучек из дома:

Художник Игорь Сычев, "Крокодил" №31, 1969
Художник Игорь Сычев, "Крокодил" №31, 1969

ДИСТАНЦИОННЫЙ "КОЗЕЛ" (техника недалекого будущего)

В дополнение двум карикатурам выше ещё один рисунок о роли родительской опеки в процессе воспитания подрастающих роботов. Думаю, что этого хулигана-роботенка робот-папа за генерацию неприличных рядов цифр не отчитывал, да и роботу-маме от общения с механизаторами оградить его, судя по всему, не удалось))

Художник Михаил Битный, "Крокодил" №34, 1969
Художник Михаил Битный, "Крокодил" №34, 1969

- Последнее время ребенок сильно развинтился!

Ну и крайняя в публикации карикатура - зарубежная. Она про то, что на западе уже в те времена роботизация производственных процессов постепенно становилась явлением массовым:

Издание "Квик", ФРГ, опубликовано в журнале "Крокодил" №19, 1979
Издание "Квик", ФРГ, опубликовано в журнале "Крокодил" №19, 1979

- Боюсь, мы ничего не сэкономим на этих роботах...

На сегодня всё)) Хорошего вам настроения и улыбок))