Когда знаменитый фламандский живописец по имени Питер-Пауль Рубенс (годы жизни 1577-1640) вернулся в родной Антверпен (Бельгия) после долгого путешествия по Италии, происходившего с 1600 по 1609 годы, он женился и прикупил в этом городе дом. Данного таунхауса оказалось недостаточно, потому как архитектурный вкус мастера эпохи барокко сильно изменился за время его почти десятилетнего итальянского приключения.
Он полностью отреставрировал фламандский дом, дабы тот мог напоминать ему здание эпохи Возрождения, а точнее, один из дворцов той поры, которые он постоянно встречал в различных итальянских городах. Именно в этом доме он жил и работал большую часть своей взрослой жизни. А в последнее десятилетие художник перебрался в замок под названием Хет Стен, при этом он активно продолжал использовать так называемый Дом Рубенса в качестве своей студии.
В 1937 году дом был полностью выкуплен городом Антверпеном, а в 1946 его впервые открыли для публики. Здесь можно увидеть, как жил, где работал творец и каким же образом он сумел создать большинство своих самых именитых шедевров. В наши дни этот дом служит музеем, в котором выставляется сразу несколько очень известных картин самого Рубенса и его современников. В этой статье вы откроете для себя лишь небольшую часть всей коллекции.
1 место. «Автопортрет» – Питер-Пауль Рубенс
- Дата создания: 1630 год
- Размеры: 64,2 х 48 сантиметров
Питер-Пауль Рубенс женился на своей второй супруге Хелене Фаурмент (годы жизни 1614-1673) в 1630 году. Это произошло примерно через четыре года после того, как во время эпидемии чумы скончалась его первая жена – Изабелла Брандт (годы жизни 1591-1626). Как полагают, он написал сей автопортрет в память о своей второй женитьбе.
В то время художнику было уже примерно 53 года, а его новоиспечённой жене всего лишь около 16 лет, на территории Европы он уже считался одним из самых известных художников эпохи барокко. Он покинул стены Дома Рубенса вскоре после того, как в сельской местности между его родным Антверпеном и Брюсселем (современная столица Бельгии), прикупил себе замок под названием Хет Стен.
2 место. «Картинная Галерея Корнелиса ван дер Геста» – Виллем ван Хехт
- Дата создания: 1628 год
- Размеры: 99 х 129,5 сантиметров
«Картинная Галерея Корнелиса ван дер Геста» – это потрясающая картина кисти Виллема ван Хехта (годы жизни 1593-1637) – ещё одного очень известного фламандского живописца, который был немного моложе самого Рубенса. На полотне изображается огромная комната, когда-то служившая картинной галереей Корнелиса ван дер Геста (годы жизни 1555-1638) – близкого друга Рубенса.
Это был относительно новый вид жанровой живописи, возникший на территории Антверпена в самом начале XVII столетия. Данная работа изображает на себе эрцгерцогов Альберта и Изабеллу – правителей испанских Нидерландов той поры, которые неоднократно посещали коллекцию произведений искусства ван дер Геста.
3 место. «Адам и Ева» – Питер-Пауль Рубенс
- Дата создания: 1597-1600 годы
- Размеры: 182,5 х 140,7 сантиметров
«Адам и Ева» – это название ещё одной весьма известной картины от Питера-Пауля Рубенса, которая изображает на себе грехопадение человека. Это одна из ранних работ живописца, поскольку он полностью завершил её прямо перед тем, как отправиться в длительное путешествие по Италии, продлившееся аж до 1609 года.
Что ещё удивительно, так это то, что она стала одной из немногих картин той поры, которые в итоге сохранились. В 1598 году Рубенс стал независимым мастером в гильдии Святого Луки, но пробыл в ней недолго и почти сразу же после этого покинул родной Антверпен. Впоследствии его стиль радикально изменится от этой статичной работы к драматическим композициям будущих десятилетий.
4 место. «Пьющий Крестьянин» – Адриан Брауэр
- Дата создания: 1630-ые годы
- Размеры: 20,5 х 19,7 сантиметров
«Пьющий Крестьянин» или же «Крестьянин Пьющий» – это название одной из самобытных картин от Адриана Брауэра (годы жизни 1605-1637) – очень талантливого художника из Фландрии, умершего крайне молодым в 1630-ых годах. Он был одним из любимых живописцев Рубенса, который активно собирал его работы.
Изначально Рубенсу принадлежало семнадцать картин Брауэра, что лишний раз подчёркивает, насколько ему импонировали его сюжеты и стиль. Пьющие и курящие крестьяне и драки в кабаках стали для него вполне себе обычной темой. Все эти произведения считались яркими примерами того, как нельзя себя вести в обществе, именно поэтому в начале XVII века они и стали такими популярными.
5 место. «Благовещение» – Питер-Пауль Рубенс
- Дата создания: 1608-1628 годы
- Размеры: 304 х 188 сантиметров
«Благовещение» – это картина Питера-Пауля Рубенса, над которой он начал трудиться, ещё находясь в Италии, но полностью завершил её художник лишь два десятилетия спустя. Путешествуя по чужой для себя стране, он работал над общей композицией, которая ясно показывает нам влияние его творческого периода в Италии.
Яркие краски и свободные мазки в последующие десятилетия стали его визитной карточкой, они обозначали собой типичный стиль барокко, разработкой которого Рубенс самолично и занимался. Это творение изображает на себе преувеличенную версию архангела Гавриила, который посещает Деву Марию и сообщает ей, что в скором будущем она родит сына Божьего.
6 место. «Автопортрет» – Антонис ван Дейк
- Дата создания: 1617-1618 годы
- Размеры: 36,5 х 25,8 сантиметров
Антонис ван Дейк (годы жизни 1599-1641) был учеником Питера-Пауля Рубенса и, как минимум, сумел соответствовать таланту своего знаменитого учителя. Парень добился большого успеха в своей родной Фландрии, Италии, а позже был посвящён в рыцари королём Карлом I в Англии, этот титул он заслужил из-за своих выдающихся портретов, которые создал в той стране.
Данный автопортрет был закончен в ту пору, когда ван Дейк был ещё подростком, глядя на него, можно запросто понять, почему же творец сумел сделать себе такое великое имя. Эту работу зачастую считали произведением самого Рубенса, но исследовательский анализ, завершённый совсем недавно, показал, что на самом деле это автопортрет кисти молодого художника.
7 место. «Нептун и Амфитрита во Время Бури» – Якоб Йорданс
- Дата создания: 1644 год
- Размеры: 215,5 х 303 сантиметра
«Нептун и Амфитрита во Время Бури» – это монументальное произведение искусства, созданное ещё одним современником Питера-Пауля Рубенса – фламандским живописцем по имени Якоб Йорданс (годы жизни 1593-1678). На полотне изображается Нептун со своей женой Амфитритой во время шторма, пару сопровождают несколько тритонов.
Это одна из тех картин в Доме Рубенса, которая была полностью отреставрирована, на выполнение этого проекта ушло около одного года. Одним из самых заметных открытий произведения стало то, что Йорданс использовал сразу два отдельных холста, которые для завершения этой огромной работы были соединены воедино. А после того как живописец приступил к рисованию, полотно также было немного расширено с обеих сторон.
8 место. «Крестьяне на Пути к Рынку» – Иоганн Бокхорст и Франс Снейдерс
- Дата создания: 1630-1640 годы
- Размеры: 217,5 х 272,5 сантиметра
«Крестьяне на Пути к Рынку» – ещё одно крупное произведение искусства, занимающее видное место в Доме Рубенса. Это была совместная работа Иоганна Бокхорста (годы жизни 1604-1668) – помощника Питера-Пауля Рубенса – и другого весьма известного фламандского живописца по имени Франс Снейдерс (годы жизни 1579-1657).
Всегда трудно определить, какие же именно части картины были написаны тем или иным художником, но тот факт, что Снейдерс специализировался на сценах охоты и натюрмортах, помогает нам сделать быстрые выводы насчёт данного творения. Совершенно очевидно, что на этой конкретной работе он дорисовывал животных и корзины с фруктами.
9 место. «Моисей и Его Эфиопская Жена Сепфора» – Якоб Йорданс
- Дата создания: 1645-1650 годы
- Размеры: 116,3 х 104 сантиметра
«Моисей и Его Эфиопская Жена Сепфора» – это название ещё одной очень известной картины в творчестве Якоба Йорданса. На полотне изображается библейский персонаж Моисей вместе со своей африканской супругой Сепфорой в парном портрете по пояс. В левой руке еврейский пророк держит Скрижали, согласно еврейской Библии именно на них были записаны Десять Заповедей.
Также в еврейской Библии есть упоминание о жене Моисея, где говорится, что его старшим братьям и сёстрам сильно не нравился тот факт, что он женился на «кушитской женщине». Истинное значение этого выражения так и остаётся неясным, оно может означать либо то, что Моисей был женат несколько раз, либо тот факт, что его жена Сепфора была чернокожей.
10 место. «Обезьяний Пир» – Ян Брейгель-Старший
- Дата создания: 1620 год
- Размеры: 101 х 76 сантиметров
«Обезьяний Пир» – это название одной из самых известных картин в карьере Яна Брейгеля-Старшего (годы жизни 1568-1625) – близкого друга Питера-Пауля Рубенса, с которым тот часто сотрудничал. Как и следует из названия, на полотне изображается большое количество обезьян, которые объедаются фруктами, лежащими на столе.
Брейгель-Старший был чрезвычайно разносторонним живописцем, хорошо владевшим сразу несколькими жанрами. Он часто изображал на своих работах животных и сотрудничал с Рубенсом в знаменитом на весь мир произведении под названием «Эдемский Сад с Грехопадением Человека» (1615 год), для которого он нарисовал пейзаж и огромное количество животных.