Тибетский буддизм развился из синтеза местных шаманских традиций и буддизма ваджраяны. В обоих направлениях присутствовала практика сновидений, так что неудивительно, что в тибетском буддизме сны играют важную роль.
Тибетский фольклор и жизнеописания буддийских святых полны упоминаний снов. В самом тибетском буддизме сны невероятно важны, поскольку они используются для поиска реинкарнаций учителей, для предсказания будущих событий и как средство получения духовных учений. Признание их важности привело к развитию систематизированной практики, называемой йогой сна.
Йога сна
Йога сна – это совокупность преображающих практик осознанного сновидения и осознанного сна без сновидений, нацеленных на духовный рост и тренировку ума. Осознанные сновидения действительно составляют основу йоги сна, но благодаря использованию продвинутых тантрических энергетических практик, визуализаций тибетской иконографии и йидамов, йога сна выходит далеко за пределы обычных представлений об осознанных сновидениях. Это йога сознания, которая с помощью продвинутых методов осознанного сновидения использует сон на пути к духовному пробуждению.
Пробуждение и просветление
Нервная система человека не различает переживания наяву и в осознанных сновидениях. Другими словами, для мозга нет существенной разницы между осознанными снами и явью.
В буддизме иллюзия и неведение считаются наиболее неблагоприятными состояниями ума и существуют тысячи практик для их преображения. Одна из них – йога сна. В осознанном сновидении приходит понимание, что то, что казалось реальным, на самом деле нереально – всё пространство сновидения является проекцией ума.
В момент пробуждения каждое утро мы испытываем озарение: то, что мы принимали за реальность, оказалось сном, замысловатой иллюзией. Это же произошло с Буддой, единственное отличие состоит в том, что мы пробуждаемся от сна к реальности наяву, а он – от реальности наяву к абсолютной реальности.
Практика осознанных сновидений и йоги сна нацелены также и на то, чтобы обучить осознанности в состоянии бодрствования. Именно такое осознанное пробуждение внутри всеобщего сна жизни превратило Сиддхартху Гаутаму в Будду. Это пробуждение доступно всем нам.
Статья составлена по книге Чарли Морли «Сны пробуждения».
Другие статьи по теме сновидений: