Сериал “Топи” по сценарию известного писателя Дмитрия Глуховского, вышедший на Кинопоиске, был довольно прохладно принят зрителями и совершенно не понят. Путешествие в посмертие пяти молодых людей из Москвы в чудодейственный монастырь, начиналось как обычный американский триллер, а закончилось философской драмой в духе “Сталкера” Тарковского или последнего фильма Балабанова “Я тоже хочу”. Все они бежали от себя и искали чуда, в результате кто-то нашел ответы на свои вопросы, кто-то продал свою душу за деньги или вечную молодость, а кто-то потерял себя и вынужден вечность ходить по кругу.
Согласно теории поколений, очень условной, но наглядной, существует четыре послевоенных поколения, бумеры, иксы, миллениалы и зумеры. В России это послевоенное поколение. Рожденные в 1960-70-е годы, дети выросшие и рожденные в 1990-е годы и дети нового века. Одни строили нам материальную базу на заводах, другие это все делили и использовали, потерянное поколение миллениалов от этого всего отгородилось в свой пузырь комфорта и конформизма, те, которые устали за все предыдущие поколения, оказались не на своем месте, между старым и новым, не научившись ни тому и не другому, отдав все поколению зумеров, проживающих и строящих карьеру в виртуальной компьютерной реальности. У детей 1980-х годов гаджеты, мобильные телефоны и компьютеры были из области фантастики, мы досматривали фильмы и мультфильмы 1980-х годов, росли на той музыке, но мечтая быть юристами и экономистами, о программистах в то время мало кто думал.
Мы уже взрослыми погрузились в интернет и там искали ответы на вопросы, именно там искали гуру и наставников, которые в вакууме идеологии могли дать готовые смыслы и мировоззрение. Именно это поколение летало на Бали и в Индию за просветлением. Именно оно граждански пассивное, все волонтеры — это дети нового века. Мы могли закончить наши жизни в подворотнях, пробуя эту жизнь на вкус, другого не было, кока-кола и MTV, другие мечтали попасть в ВУЗ, чтобы ни в чем е нуждаться, и ни от кого не зависеть. Именно они стали хипстерами, где важна внешняя оболочка и пассивный гедонизм, отраженный в социальных сетях, чтобы не чувствовать себя одинокими.
Это сериал о потерянном поколении миллениалов, тридцатилетних, которые так и не сумели адаптироваться и устроиться в этой жизни, а если это и произошло, то не той ценой, которую они бы хотели заплатить. Все это перекликается с сериалом “Остаться в живых”, в оригинале “Lost”, где остров оказался чистилищем и передержкой перед дальнейшей жизнью или окончательной смертью. А его гости люди, которые пытались бежать от себя и от угрызений совести, и получили шанс начать все заново вместе с незнакомыми людьми, все оставить в прошлом.
Из поселка “Топи” невозможно уехать, всегда возвращаешься обратно. В монастыре, где их ждали, много оставленных вещей и одежды, которые есть людские оболочки, а души скупает Хозяин, владелец жутко секретного комбината, выпускающего из своих труб розовый дым. Он просто находит и заказывает заблудшие души, подкупая тем, чем были проблемы в настоящей жизни. Священника он купил деньгами, уголовников – свободой, но с условием не пересекать черту зоны оседлости, Соню купил воскресший сестрой, Дениса излечением от рака, журналиста деньгами и любовью ведьмы, которая украла красоту у своей дочери, милиционера – надеждой на излечения сына. Но обрек на вечные муки Катю, которая боялась остаться одна и забрал Элю, бежавшего от средневековых традиций кавказкой родни.
Каждый может понять сериал по-своему, кто-то как притчу, страшную философскую сказку, триллер с непонятной и мутной концовкой, аллюзию на нашу страну, которая ходит по кругу и ей это нравится, на портрет бессильного и анемичного поколения, без целей и желаний. Нас учили старые советские учителя жить по-старому, но пропала та страна, но мы не можем жить по-новому, новое поколение не принимает нас, оно умнее и адаптивнее. Мы можем, конечно, путешествовать, постить в соцсетях, вести кулинарные блоги, создавать образ счастливых и успешных людей, взять в кредит автомобиль или последнюю модель айфона, ходить в кафе и рестораны, выходные проводить в торговых центрах, писать рэп или выступать со стендапом или ходить на курсы личностного роста, к психологам, нумерологам, астрологам, нутрициологам, на йогу и к прочим адаптивным представителям поколения миллениалов, ища совет и секрет, как стать счастливее, которого они сами не знают. Но также маяться, говорить, что все не так и все не то. Гораздо труднее принять себя, искренне полюбить ближнего, не требуя ничего взамен, пожить простой жизнью, послушать тишину и оторваться от бесконечного потока информации, которая никого не сделала счастливее.