Капсула — всего 8 миллиметров на 6 миллиметров — использовалась в датчике плотности, установленном на трубе на железорудном руднике.
Обнаружение крошечной потерянной радиоактивной капсулы рядом с отдаленным шоссе в Западной Австралии вызывает много вопросов - не в последнюю очередь о том, как она избежала слоев радиационной упаковки, загруженной на движущийся грузовик.
Это один из многих загадочных аспектов дела, которое следователи изучат в ближайшие недели, пытаясь собрать воедино график движения капсулы с 12 января, когда она была упакована для транспортировки, до 1 февраля, когда команда по восстановлению обнаружила ее на обочине дороги.
Капсула — всего 8 миллиметров на 6 миллиметров — использовалась в датчике плотности, установленном на трубе на железорудном руднике Rio Tinto Гудай-Дарри для измерения потока материала через питатель.
Rio Tinto заявила в понедельник, что капсула была упакована для транзита в Перт, в 1 400 километрах (870 миль), причем ее присутствие внутри пакета подтверждено счетчиком Гейгера, прежде чем она была перевезена сторонним подрядчиком.
Обычно поездка занимала более 12 часов по дороге, но примерно через два часа капсула выходила из транспортного средства, когда он ехал на юг, и каким-то образом пересекала одну полосу движения, чтобы в конечном итоге оказаться в двух метрах (6,5 фута) с северной стороны двухполосного шоссе.
Лорен Стин, генеральный менеджер Radiation Services WA, консалтинговой компании, которая пишет планы управления радиацией, сказала, что инсайдеры отрасли были так же озадачены, как и общественность, когда услышали, что капсула пропала.
«Вся команда ломала голову. Мы не могли понять, что произошло», — сказал Стин, чья компания не была причастна к его исчезновению.
«Если бы источник был помещен в сертифицированную упаковку и транспортирован в соответствии со всеми требованиями кодекса практики, то это крайне маловероятное событие — один на миллион», — сказала она.
Как была потеряна капсула?
Грузовик, который, как полагают, перевозил капсулу, прибыл в Перт 16 января, через четыре дня после его отправления с железорудного рудника Гудай-Дарри. Но только 25 января, когда работники SGS Australia отправились распаковывать датчик для проверки, он был обнаружен пропавшим без вести.
В заявлении SGS Australia говорится, что она была нанята Rio Tinto для упаковки капсулы, но это не имеет никакого отношения к ее транспортировке, которая осуществлялась «специализированным перевозчиком».
«Мы выполнили контрактную услугу по упаковке оборудования на руднике и распаковке его после транспортировки с использованием квалифицированного персонала для нашего клиента в соответствии со всеми стандартами и правилами», - говорится в сообщении.
«Транспортировка посылки, организованная нашим клиентом и делегированная специалисту-перевозчику, не входила в сферу услуг SGS. Наши сотрудники заметили потерю источника в нашей лаборатории в Перте, когда открывали упаковку, и немедленно сообщили об этом инциденте».
Название компании, заключившей контракт на транспортировку посылки, не разглашается.
Пропавшая капсула вызвала шестидневные поиски вдоль участка Великого Северного шоссе. Затем, в среду утром, автомобиль, оснащенный специальным оборудованием, ехавший к югу от небольшого городка Ньюман, обнаружил более высокие показания радиации. Затем ручные устройства использовались для оттачивания капсулы, расположенной в грязи.
Капсула была размером с наконечник ручки. Фото: Департамент пожарной и аварийно-спасательной службы WA
Каковы правила перемещения радиоактивных веществ?
В Австралии каждое государство имеет свои собственные законы, касающиеся обращения с радиоактивными веществами, и кодексы практики, которые соответствуют руководящим принципам, установленным Австралийским агентством по радиационной и ядерной безопасности (ARPANSA), государственным органом, который тесно сотрудничает с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
В Западной Австралии правила регулируются Законом о радиационной безопасности 1975 года, который, по словам Стина, давно назрел для пересмотра. «Он не переписывался с 70-х годов, поэтому я думаю, что это говорит само за себя», — сказала она.
Стин сказал, что на протяжении десятилетий технологические достижения сделали использование источников излучения в горнодобывающем оборудовании намного безопаснее- и, поскольку это было безопаснее, устройства использовались чаще. По состоянию на 2021 год более 150 проектов работали в Западной Австралии, центре экспорта горнодобывающей промышленности страны, по данным Палаты полезных ископаемых и энергетики штата.
Согласно Закону о радиационной безопасности 1975 года, только специально обученные и лицензированные операторы могут упаковывать радиоактивные вещества, но к подрядчикам, нанятым для их транспортировки, применяются другие правила.
«Любая транспортная компания может перевозить радиоактивные материалы при условии, что у них есть лицензия на это», - сказала она.
Согласно закону, эту лицензию можно получить, посетив однодневный курс и пройдя тест, сертифицированный и одобренный регулятором.
Лицензиат должен иметь надзор за транспортным планом, представленным регулирующему органу, но не обязан лично контролировать поездку. Нет никаких правил о типе транспортных средств, используемых для перевозки.
Стин говорит, что что-то пошло не так, и она надеется, что результаты расследования будут переданы радиационному сообществу, чтобы они могли избежать таких проблем в будущем.
Уже началась дискуссия о необходимости ужесточения наказаний - в Западной Австралии неправильное обращение с радиоактивными веществами влечет за собой штраф в размере всего 1 австралийских долларов (000 долларов США) - цифра, описанная как «смехотворно низкая» премьер-министром Австралии Энтони Албанезе журналистам в среду.
По меньшей мере 100 человек, включая полицию и пожарных, присоединились к поискам капсулы. Фото: Департамент пожарных и аварийных служб/AAP/Reuters
Разве отсутствующие болты позволили ему убежать?
Правила упаковки источников излучения зависят от того, сколько излучения они излучают. В некоторых случаях устройство может быть заключено в три слоя. В случае капсулы датчик можно считать одним слоем защиты, прежде чем он будет помещен в «транспортный пакет», контейнер, который, вероятно, был закрыт болтами.
В заявлении DFES говорится, что когда пакет был открыт, датчик был найден сломанным, при этом один из четырех крепежных болтов отсутствовал. Ссылаясь на капсулу, в заявлении добавлено, что «сам источник и все винты на датчике также отсутствовали».
Одна из теорий, которую исследователи могут изучить, заключается в том, что если датчик сломался, и капсула выпала из пакета через отверстие, используемое для крепления крышки.
Ожидается, что пройдет несколько недель, прежде чем Радиологический совет представит свой доклад министру здравоохранения Западной Австралии. Тем временем Rio Tinto проводит собственное расследование.
Генеральный директор Саймон Тротт сказал, что компания будет готова возместить правительству расходы, связанные с поиском, если потребуется.
Министр чрезвычайных служб Западной Австралии Стивен Доусон сказал, что предложение было оценено, но правительство будет ждать результатов расследования, чтобы распределить вину.
Он сказал, что не знает, сколько стоил поиск, но по меньшей мере 100 человек были вовлечены, включая полицию, пожарных, сотрудников департамента здравоохранения и сил обороны.
В нем также приняли участие сотрудники Национального агентства по чрезвычайным ситуациям, Австралийской организации по ядерным и научным технологиям и Австралийского агентства по радиационной защите и ядерной безопасности.
В четверг освобожденные чиновники DFES опубликовали новые снимки капсулы, доставленной в Перт, где она будет безопасно храниться в учреждении.
На этот раз он путешествовал в колонне закрытых белых транспортных средств — с большими наклейками, предупреждающими о наличии радиоактивного вещества.
Источник: Курьер.Среда