Авторы статьи: Василина Васильевна Шабалина, Ольга Андреевна Долганина, Руслан Райнгольдович Руф
Аннотация. Экзистенциальная исполненность описывает особенности интегрального переживания человеком своей жизни в настоящий момент и определяется показателем того, что в жизни человека много осмысленного, он проживает свои ценности, живет с внутренним согласием, его решения и поступки соответствуют его сущности и через них он вносит себя в мир. По мнению ведущего представителя экзистенциального анализа А. Лэнгле, цель экзистенциально-аналитической работы состоит в том, чтобы помочь людям жить и действовать с чувством внутреннего согласия, в котором и проявляется аутентичность человека и его подлинность. Изучение особенностей эмоционального развития человека является крайне важным фактором контакта с собой и благополучия, эмоции оказывают влияние на жизнедеятельность и внутреннее состояние человека в целом. Когнитивно-поведенческая терапия помогает выявить базовые ценности человека и помочь ему планировать деятельность и поведение исходя из утвержденных ценностей.
В статье описывается понятие экзистенциальной исполненности, а также приводятся результаты исследования особенностей экзистенциальной исполненности у больных раком молочной железы. Описаны критерии экзистенциальной исполненности: духовность, ответственность, свобода, наличие системы ценностей — ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения, смысл. Особое внимание в работе уделено оценке особенностей экзистенциальной исполненности у женщин, больных раком молочной железы, которые могут выступать в качестве ресурсов в психологическом сопровождении лечебного процесса.
В основу исследования вошли клинические наблюдения за 60 пациентами со злокачественными новообразованиями молочных желез, получившими комбинированное или комплексное лечение в Красноярском краевом клиническом онкологическом диспансере им. А. И. Крыжановского в 2017–2018 годах. Была разработана и описана психокоррекционная программа для психологического сопровождения лечебного процесса, основной целью которой являлись: поиск ценностно-личностных смыслов, преодоление страха, тревоги, напряжения, выработка новых жизненных смыслов, преодоление кризиса, создание эффективной позиции и стратегии отношения к болезни.
Ключевые слова: экзистенциальная исполненность, самодистанцирование, самотрансценденция, свобода, ответственность, когнитивно-поведенческая терапия, психологические особенности, психологическая поддержка, злокачественные опухоли молочной железы, жизненный ресурс.
Актуальность
Информация об онкологическом заболевании разрушительна для личности человека, и в связи с этим в последнее время большое внимание уделяется изучению психоэмоционального состояния больных с онкологическими заболеваниями [1].
В структуре заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований женского населения России рак молочной железы (РМЖ) занимает первое место. Абсолютное число заболевших в 2017 году составило более 71 тысячи — 21,1 % всех опухолей. Прирост стандартизованных показателей заболеваемости РМЖ за последние 10 лет — 22,68 %. 64,5 % больных РМЖ в Российской Федерации получают комбинированное или комплексное лечение [2, 3].
Заболевания такого рода характеризуются не только своей тяжестью, но и препятствуют экзистенциальной исполненности человека, снижая качество жизни. Вследствие этого данное заболевание сопровождается чрезмерным эмоциональным напряжением, приводящим к различного рода психологическим и нервно-психическим расстройствам. Недооценка важности внутреннего мира, личностных особенностей, отношение к заболеванию и лечению не позволяют осуществить целостный подход к лечению болезни, а это, в свою очередь, не позволяет использовать личностные ресурсы в полном объеме [4].
Понятие экзистенциальной исполненности, введенное В. Франклом, описывает субъективные переживания человеком качества своей жизни. Исполненность — это переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что имеет место быть, или с тем, что сделано; переживание соответствия этого своей сущности и обстоятельствам [5].
Таким образом, это понятие отражает субъективную оценку личности относительно собственного прошлого. В качестве критериев экзистенциальной исполненности рассматриваются духовность, ответственность, свобода, наличие системы ценностей (ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения), смысл. Это возможно, если человек имеет доступ к своим переживаниям, а также активно участвует в том, что представляется ему ценным. Жизнь с согласием внутри — это экзистенциально наполненная или экзистенциально исполненная жизнь.
Целью исследования явилась оценка особенностей коррекции экзистенциальной исполненности у женщин, больных РМЖ, посредством программы когнитивно-поведенческой терапии, которые могут выступать в качестве ресурсов в психологическом сопровождении лечебного процесса.
Материалы и методы
В основу исследования вошли клинические наблюдения за 60 пациентами со злокачественными новообразованиями молочных желез, получившими комбинированное или комплексное лечение в Красноярском краевом клиническом онкологическом диспансере им. А. И. Крыжановского в 2017-2018 годах. Критерии включения в исследование: гистологически верифицированный диагноз рака молочной железы; I–III стадии заболевания по классификации TNM; возраст пациенток от 30 до 55 лет; достаточный уровень образованности (не ниже среднего специального).
Все больные РМЖ были разделены на две группы: контрольная (n=30) и экспериментальная (n=30). Сравниваемые группы были сопоставимы по основным критериям включения.
Для диагностики экзистенциальной исполненности была использована методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер. Методика «Шкала экзистенции» направлена на измерение субъективного переживания экзистенциальной исполненности. Общий показатель экзистенциальной исполненности включает четыре субшкалы:
- самотрансценденция (SD);
- самодистанцирование (SТ);
- свобода (F);
- ответственность (V).
Также методика содержит два суммарных показателя:
- персональность (сумма субшкал «самотрансценденция» и «самодистанцирование»);
- экзистенциальность (сумма субшкал «свобода» и «ответственность»).
Статистические расчеты проводились в программе IBM SPSS v.22.
Распределение количественных величин проверялось на нормальность распределения с помощью критерия Шапиро-Уилка. Описательная статистика для нормально распределенных величин представлена в виде среднего значения и его стандартной ошибки (M±m); для непараметрических — в виде медианы и межквартальных интервалов (Мe (Q1; Q3). Значимость групповых различий проверялась по t-критерию Стьюдента (при нормальном распределении величины) и по критерию Манна-Уитни (при непараметрическом распределении). Значимость различий параметров до и после эксперимента проверялась путем дисперсионного анализа по критерию Фишера с вычислением внутригрупповой суммы квадратов для повторных измерений. Различия считались статистически значимыми при p ≤0,05.
Результаты
Из таблицы 1 следует, что до проведения эксперимента значимых различий между группами не наблюдалось ни по одному из параметров.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что по параметрам экзистенциальной исполненности значимых различий не наблюдается. Однако имеется специфика проявления данных параметров в исследуемых группах.
- Самодистанцирование. Контрольная и экспериментальная группы обладают низкой способностью к самодистанцированию. Это означает, что у них отсутствует дистанция по отношению к самим себе. Можно предположить, что это связано с внутренним смятением (посттравматическое состояние) и потерей ориентации (пациенты не понимают, что с ними происходит). Преобладают навязчивые желания и мысли.
- Самотрансценденция. Низкий показатель в обеих группах свидетельствует об эмоциональной уплощенности и скудности в отношениях с миром и людьми. Недостаток эмоциональной осознанности делает их беспомощными, неуверенными. Возникающие чувства ощущаются как мешающие и вводят в заблуждение.
- Свобода. Низкий показатель означает неспособность принимать решения. Препятствия для нарушения свободы как человеческой способности могут иметь различные причины. Страх за будущее, здоровье и нерешительность мешают пациентам принять решение. Преобладает неуверенность в себе, в своих силах и возможностях.
- Ответственность. Низкий уровень выявлен у контрольной группы. Пациенты не чувствуют персональной включенности в жизнь. Они понимают, что их жизнь не поддается планированию и контролю. Преобладает сдержанность. Чтобы совершить ответственный шаг, им необходимы гарантии, ориентиры и заданность. Средний показатель выявлен у экспериментальной группы. Пациенты больше затронуты соотнесением с жизнью и стараются придерживаться обязательного, заботливого обхождения с ней.
- Персональность. Низкий показатель указывает на закрытость. Их персональные способности блокированы и не используются. Можно предположить, что из-за собственных проблем, душевных нагрузок или личностного расстройства пациенты замыкаются в себе.
- Экзистенциальность. Низкий показатель у экспериментальной группы свидетельствует о том, что пациентам трудно заниматься собой и менять свою жизнь в лучшую сторону. Преобладает бездействие, связанное с неуверенностью в принятии решений, незнание того, что нужно делать. Малая способность выдерживать нагрузки. Средний показатель у контрольной группы. Это означает, что у пациентов растет степень решимости и ответственности за жизнь. Они стремятся устроить свою жизнь и свой мир.
- Общий показатель. Низкий показатель в обеих группах указывает на неисполненную экзистенцию. Зацикленность на себе и эмоциональная неспособность к диалогу. Отсутствие ответственной вовлеченности в жизнь. Под воздействием стресса легче возникают психические расстройства.
Значимых различий у пациентов в отношении экзистенциальной исполненности не наблюдается. Согласно полученным результатам, большинство испытуемых из обеих групп обладают низким уровнем экзистенциальной наполненности.
Для психологической коррекции больных РМЖ с опорой на принцип комплексного подхода была использована программа, включающая когнитивные и поведенческие методы.
Первая часть программы — групповая психологическая работа. Каждое занятие посвящено определенной теме, где посредством когнитивно-поведенческой терапии женщины могут прояснить свои значимые чувства, способы и схемы их формирования, понять природу переживаний и страхов, которые бывает сложно выразить словами. Участницы открыто говорят о том, что их волнует, обсуждают насущные вопросы, которые не всегда можно озвучить родным и близким, обучаются новым способам взаимодействия с окружающим миром и с собой. Обучение техникам когнитивно-поведенческой терапии позволяет прояснить степень реального контроля над собственной жизнью.
В кругу людей, которые переживают подобное состояние, в атмосфере доверия и принятия женщины получают поддержку, возможность взглянуть на происходящие события совсем иначе, чем прежде, отвечают себе на вопросы: «Почему важно сейчас научиться справляться с сегодняшним состоянием?», «Что я могу сделать, чтобы поддержать себя в этой трудной жизненной ситуации?», «Как более эффективно научиться выражать эмоции и переживания?» и многие другие. Важным является осознание «я не одна», что дает душевные силы в борьбе с болезнью. После групповой работы участницы имеют возможность получения индивидуальных психологических консультаций в рамках данного проекта.
Длительность программы коррекции — четыре месяца. Частота занятий — три раза в неделю.
После проведения эксперимента наблюдались следующие изменения, представленные в таблице 2.
По результатам дисперсионного анализа повторных измерений статистически значимыми оказались изменения всех параметров в экспериментальной группе до и после эксперимента, а также различия всех параметров, кроме параметра «персональность», между экспериментальной и контрольной группами.
Оценка статистической значимости различий после проведения эксперимента
После проведения психотерапевтических мероприятий выявлены следующие изменения по исследуемым параметрам.
Обсуждение результатов
- Самодистанцирование. Значимые различия, связанные с повышением показателей по параметру, зафиксированы в экспериментальной группе (р<0,01). Повысилась способность перенести внимание от себя вовне и приобрести ясность в отношении ситуации. Увеличилось самообладание и стремление к высоким достижениям.
- Самотрансценденция. С ростом показателя обогащается эмоциональный внутренний мир и внутренняя способность чувствовать ценностные основания и ориентироваться на них. Пациенты начинают чувствовать эмоциональную внутреннюю соотнесенность и принимать себя вместе со своими желаниями и потребностями (самопринятие — основа для того, чтобы знать, что хочешь).
- Свобода. У пациентов выросла ясность и прочность в формировании суждения и нахождении решения. На фоне реально возможного пациенты видят самое важное для них — то, на основании чего можно судить, свободно выбирать и решать. Появилась уверенность в своих силах и возможностях.
- Ответственность. Ответственность достигла высокого показателя. Пациенты действуют с осознанием обязательности этого для себя. Выдерживать процесс воплощения в жизнь собственных замыслов — значит обрести чувство уверенности, что все делается правильно. Проживаемая ответственность является основой для формирования стабильной самоценности. Увеличивающийся показатель по этой субшкале указывает на временное постоянство — способность выдержать.
- Персональность. Увеличилась открытость в обхождении с самим собой и открытость миру. При этом ST (самотрансцендентность) > SD (самодистанцирование), что свидетельствует о сильной эмоциональной отзывчивости, внутреннем переживании и сочувствии. Может сопровождаться трудностью в установлении дистанции и в сохранении внутреннего свободного пространства.
- Экзистенциальность. Выявлено повышение способности ориентироваться в этом мире, приходить к решениям и воплощать их в жизнь, меняя ее таким образом в лучшую сторону. Это означает, что у пациентов растет степень решимости и ответственности за жизнь. Они стремятся устроить свою жизнь и свой мир. Комбинация F (свобода) < V (ответственность) показывает готовность идти в мир, при этом могут возникать проблемы с ограничением и чувство, что ты несвободен, а вынужден (чувство долга). Иногда эти чувства действуют как нагрузка, так как SD (самодетерминация) < ST (самотрансцендентность).
- Общий показатель. Повысилась способность справляться с самим собой и с миром. Такой образ жизни помогает ориентироваться на чутье в отношении собственных потребностей и задач, а также в отношении требований ситуации, которые согласовываются друг с другом. Р (персональность) < Е (экзистенциальность), что означает, что пациенты еще относительно слабы в эмоциональных ощущениях, но сильны в осуществлении жизни.
Таким образом, у человека с его развитой персональностью и экзистенциальностью имеется предпосылка для того, чтобы находиться в диалогическом обмене с миром и тем самым прийти к исполнению своей сущностной структуры («экзистенциальное исполнение»).
Эффективность психокоррекционной работы в экспериментальной группе (n=30) по повышению уровня экзистенциальной исполненности доказана.
Выводы
Таким образом, проведенное экспериментально-психологическое исследование экзистенциальной исполненности у больных РМЖ позволяет выявить психологические особенности данной категории пациентов и подтверждает эффективность разработанной психокоррекционной программы, основанной на методиках когнитивно-поведенческой терапии для психологического сопровождения лечебного процесса, основной целью которой являлось преодоление страха, тревоги, напряжения, выработка новых жизненных смыслов, преодоление кризиса.
Список литературы
- Карпова Э. Б., Чулкова В. А. Онкологическое заболевание как психологический кризис // Ананьевские чтения. СПбГУ. 2007. С. 556–557.
- Состояние онкологической помощи населению России в 2017 году / под ред. А. Д. Каприна, В. В. Старинского, Г. В. Петровой. М.: МНИОИ им. П. А. Герцена — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. 2018.
- Злокачественные новообразования в России в 2017 году (заболеваемость и смертность) / под ред. А. Д. Каприна, В. В. Старинского, Г. В. Петровой. М.: МНИОИ им. П. А. Герцена — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. 2018.
- Сенина В. С. Психологический статус онкобольного пациента.
- Лэнгле А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. 2009. № 1. С. 9–31.
- Чулкова В. А. Психологическое исследование больных раком молочной железы // Онкопсихология для врачей-онкологов и медицинских психологов. СПб.: Любавич; 2017. С. 116–127.
- Кривцова С. В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. 2009. № 1. С. 141–171.
- Демин Е. В., Гнездилов А. В., Чулкова В. А. Психоонкология: становление и перспективы развития // Вопросы онкологии. 2011. Т. 57, № 1. C. 86–91.
- Калачинская О. А., Васильева О. С. Экзистенциальный подход в процессе реабилитации — необходимое условие для восстановления социального здоровья личности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. № 2. С. 66–72.
- Андрющенко А. В. Распространенность и структура психических расстройств в общей медицине // Психические расстройства в общей медицине. 2011. № 1. С. 14–28.
- Русина Н. А. Психологический статус и адаптационные ресурсы онкологических больных // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2012. № 3. С. 116–123.
- Давыдов М. И. Психоонкология// Психические расстройства в общей медицине. 2007. № 3. С. 3.
- Кондаков А. В. Реабилитация женщин после мастэктомии // Вместе против рака. 2005. № 1. С. 14–21.
- Кузнецова А. А. Эмоционально-аффективные расстройства в структуре отношения к болезни у женщин с онкологической патологией в зависимости от формы лечения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2008. № 1. С. 14–16.
- Русина Н. А. Психологические защиты и механизмы совладания: отличия, проявления в психотерапевтической практике, эффективность // Ярославский психологический вестник. М.; Ярославль, 1999. С. 157–173.