Найти тему
Конники России

Побеждает не тот, кто сильней, а тот, кто идёт до конца

Оглавление

Впервые я обнаружила в интернете материал о некоей бухгалтерше из Башкирии, которая бросила свою работу ради дрессировки лошадей, ещё где-то в конце 2020 года. Тогда я не думала, что когда-нибудь увижу её выступления в реале, причём, отнюдь не в Башкирии…

Неизвестная героиня своего региона

На самом деле, первое видео с Татьяной Носовой я обнаружила ещё в сентябре 2019 года, но тогда даже не обратила на него внимание - опубликовала как очередную красивую видюшку для подписчиков в ВК, и забыла. Да, для региона, отдалённого от центра, «кто-то занимается иппотерапией, вау!» И особенное «вау!» - это «кто-то показал элементы дрессуры с лошадью».

Но мало ли сколько людей в России занимаются иппотерапией, дрессурой, ставят трюки и представления в региональных масштабах? Всех и не запомнишь.

А в конце 2020 года, при поиске очередных интересных новостей для моей группы Вконтакте, я наткнулась на коротенькое интервью с ней. Тогда Татьяна буквально врезалась мне в память из-за следующих фактов:

  • Далеко не каждый решится бросить стабильную, пусть и не любимую работу ради того, чтобы всерьёз заняться лошадьми. Как я уже неоднократно писала – к лошадям идут не за деньгами.
  • Дрессура лошадей «на свободе» в России всё ещё редкий случай. Так что те, кто целенаправленно занимаются таким направлением, достойны отдельной похвалы.
  • Единственное место, где обучалась Татьяна Носова – это интернет. А работать как самоучка в данном направлении и добиваться результатов, которые не стыдно показать на публике, действительно сложно.
  • На моей памяти пока что это единственный человек, который додумался совместить в одном выступлении дрессуру собаки и лошадей. Хотя, казалось бы, такая идея очевидна, однако, почему-то больше никем пока не реализована.
Татьяна Носова и её скакуны.
Татьяна Носова и её скакуны.

Иппосфера-2021

Иппосфера в 2021 году меня внезапно огорчила. В целом, впечатление от неё осталось «никакое», по сравнению с предыдущими годами. И выступление Татьяны Носовой, увы, тому не исключение.

Когда она вышла на манеж с двумя своими лошадьми, я достаточно быстро вспомнила ролик в интернете, на котором было показано выступление под ту же самую музыку, только нарезанное. И надеялась на «вау», но «вау» не произошло.

Не знаю, с чем это было связано… То ли потому что ролик нарезан и всегда можно убрать неудавшиеся дубли, а в реале так не получится. То ли опыта и подготовки не хватило. То ли лошади разнервничались и сама Татьяна тоже… То ли это просто общая атмосфера Иппосферы того года.

Но наперекосяк пошло абсолютно всё. Возможно, для зрителей это было ещё не столь очевидно… Ведь не все присутствующие работают с лошадьми. Кому-то достаточно «ой, как красиво лошадка стоит и ножкой дрыгает». Но мне, с учётом того, что на свободе с лошадьми я тоже работать когда-то начинала, глаза резала любая мелочь:

  1. Лошади что-то как-то выполняли, но вот именно "что-то" и "как-то".
  2. Выступление было слишком однообразное, скучное и не очень соответствующее торжественности музыки.
  3. Про трюк с запрыгиванием на лошадь сзади, который не удался 3 раза подряд я вообще молчу… Лучше бы оставила всё как есть, а не пыталась бы его переделать.
  4. Про «лучше бы оставила всё как есть» отдельный разговор. Я прекрасно знаю и поддерживаю одно из золотых правил дрессуры: «если команда была дана, то пока лошадь/собака команду не выполнит, от неё надо продолжать требовать выполнения» … Но, блин, одно дело тренировка, а другое – выступление на публику. Для выступлений действует уже другой закон, которому меня ещё в музыкальной школе научили: «если ошиблась, сделай вид что так и надо, и продолжай играть дальше».

В общем, для меня то зрелище выглядело достаточно жалко.

Тот самый трюк, который на Иппосфере в 2021 году был завален трижды.
Тот самый трюк, который на Иппосфере в 2021 году был завален трижды.

Зрителя тоже не особо обманешь, поэтому под довольно жиденькие (по сравнению с другими выступающими того года) аплодисменты, рано или поздно всё было закончено.

На этом я для себя решила, что «всё с ней понятно» и «лучше бы уж она у кого-то училась». А ещё предположила, что больше её никогда не увижу. Потому что люди чаще всего после таких провалов понимают, что «чё-то это не моё, а значит не надо позориться». В результате сваливают обратно к себе в глубинку и больше никогда не показываются на публике.

Но не тут-то было…

Спустя год

Когда в следующем году (2022) я не увидела выступление Татьяны Носовой на Иппосфере – ничуть не удивилась, это было ожидаемо. Зато какого же было моё удивление, когда я обнаружила её среди выступающих на Ивановом Поле. Особенно с учётом того, что по моему личному восприятию, Иваново Поле отличается от Иппосферы как владимирский тяжеловоз от мула.

«Ну, посмотрим, чем она удивит на этот раз…»

И Татьяна Носова удивила.

В первую очередь тем, что всего через год, в выступлении прекрасно стало всё.

Во-первых, был исправлен главный косяк: если что-то пошло не так, сделай вид, что так и нужно. Да, я засекала некоторые из тех мест, когда лошадь что-то выполняла невовремя или вообще попыталась убежать… Но со стороны Татьяны любой момент наконец-то был обыгран так, будто всё это часть представления. И в результате даже я не всегда понимала, в какие моменты «это был косяк», а в какие «так и планировалось».

Во-вторых, ощутим оказался и уровень подготовки лошадей. Вернее, не столько уровень, сколько опыт. Было видно, что за год, работы проделано было немеряно, и что выросла над собой не только дрессировщица, но и её подопечные.

В-третьих, новое выступление оказалось поставлено гораздо лучше, разнообразнее и интереснее. Не было моментов, когда зритель начал бы скучать. Более того, по сравнению с остальными участниками того дня, неприкрыто ощущалось мастерство.

Дело в том, что все остальные брали скоростью. Галоп. Галоп, галоп, галоп. Чуть-чуть рыси, желательно с красивым поднятием ног. Опять галоп. Галоп и галоп. Ну и на свечу встать в конце. Разбавить всё это съездами/разъездами - выступление готово.

У Татьяны Носовой же 90% времени лошади либо шагали, либо вообще находились в статике. Но от этого выступление не становилось скучным. Скорей наоборот, постоянно держало зрителя в напряжении. И я считаю, что это как раз показатель реального мастерства – суметь поставить эффектное шоу не на скорости и адреналине, а на разнообразии и профессионализме.

Когда выступление было закончено и зрительские трибуны взорвались шквалом аплодисментов, каких я не слышала в этот день ни до, ни после… Я вспомнила выступление, что видела год назад. Прикинула разницу. И в очередной раз напомнила себе золотую цитату, авторство которой сейчас приписывают многим и писателям, и спортсменам, и политикам: «Побеждает не тот, кто сильней. А тот, кто идёт до конца».

Автор: руководитель проекта "Конники России".

Другие статьи с моими личными впечатлениями:

Посещение "Глории"
Конники России25 мая 2021