Сегодня мы научимся находить ошибки в употреблении деепричастного оборота. Чтобы выполнить задание 8, не нужно забираться в дебри русского языка. Рассмотрим основные моменты, которые позволят получить заветные баллы в копилочку.
В прошлых публикациях разбирали нормы употребления причастного оборота и проверяли свои знания.
Что такое деепричастие?
Недавно мы с вами говорили о причастии и выяснили, что эта часть речи до сих пор провоцирует жаркие споры в научных кругах. Кто-то считает, что перед нами особая, оригинальная форма глагола. А кто-то уверен: причастие - это самостоятельная часть речи.
А споры эти возникают, потому что причастие похоже и на прилагательное, и на глагол одновременно. В нем гармонично сочетаются признаки обеих частей речи.
А сегодня добавим, что и деепричастие прекрасно устраивает скандалы. Учёные мужи распались на два непримиримых лагеря: одни наделяют эту часть речи должностью самостоятельной части речи, а другие считают её эксцентричной формой глагола.
Почему вообще возникли разногласия? Потому что деепричастие - это микс признаков глагола и наречия.
Возникает вопрос: "Как узнать деепричастие среди других частей речи?".
- Слово будет похоже на наречие, но образовано оно от глагола:
Катаясь (что делая?) - кататься.
Стремясь (что делая?) - стремиться.
Купив (что сделав?) - купить.
- Деепричастия можно узнать и по особенным суффиксам.
Зачем нужно деепричастие?
Эта загадочная часть речь помогает нам больше узнать о действии, которое совершает подлежащее в предложении. Оно здесь является настоящим помощником глагола.
Глагол обозначает основное, главное действие.
Я купила машину.
Деепричастие же обозначает добавочное действие при основном действии, дополняет его.
Я купила машину (как?) не подумав.
Что же такое деепричастный оборот?
Чтобы выполнить задание 8 на "отлично", нужно понимать особенности поведения деепричастия по отношению к другим частям речи.
Деепричастие может выступать сольно в предложении.
Я иду (как?) присвистывая.
А может и собрать вокруг себя целый оркестр. Когда у деепричастия появляются друзья (зависимые слова), то образуется деепричастный оборот.
Он бежал по улице, расталкивая прохожих.
Бежал (как?) расталкивая. Расталкивая (кого?) прохожих.
Определяемое слово - глагол! Потому что деепричастие тесно связано с глаголом, зависит от него.
Как правильно употреблять деепричастный оборот?
А теперь рассмотрим варианты правильного включения в предложение деепричастного оборота и варианты ошибок. Стоит сказать, что детали для ЕГЭ не нужны. Можно запомнить лишь несколько ключевых моментов.
✓1
Важно помнить, что глагол и деепричастие - это нерушимый тандем. Они выступают единым фронтом, чтобы больше рассказать о том, кто действует, о предмете.
Поэтому у глагола и деепричастия должно быть одно действующее лицо.
✅ Я люблю смотреть на закат, устроившись на крыше деревенского дома✅
Что делает этот Я?
Он любит смотреть на закат.
А как он на закат смотрит?
Устроившись на крыше деревенского дома.
Устроившись - деепричастие.
А все остальные - зависимые слова.
Устроившись (где?) на крыше. На крыше (чего?) дома. Дома (какого?) деревенского.
Смотрим на предложение. Глагол и деепричастие к одному лицу относятся? Да, без сомнения. Это самый я смотрит (как?) устроившись.
🤦 А вот когда вдруг у глагола и деепричастия появляются разные действующие "лица", это ошибка🤦
❌ Читая произведение "Хлеб для собаки", слезы катились по моему лицу градом❌
Что получается? Основа предложения такая: слезы катились.
Но ведь есть и деепричастие ЧИТАЯ.
Катились (как?) читая🤦
Получается, что слезы книгу читали? Понятно, что кто-то читал книгу и плакал. В таком случае лучше заменить деепричастный оборот сложноподчинённым предложением.
🤓 Когда я читала произведение "Хлеб для собаки", слезы катились по моему лицу градом🤓
✓2
У деепричастия должно быть действующее лицо. Оно не любит предложений без нормального сказуемого.
❌ Не успев на поезд, ему было очень плохо❌
Было очень плохо. Кому? Непонятно. Подлежащего нет. Тогда куда отнести деепричастный оборот НЕ УСПЕВ НА ПОЕЗД?
Когда хочется употребить безличное предложение, лучше не трогать этот оборот.
✅ Ему было очень плохо, потому что он не успел на поезд✅
📌 Но есть несколько случаев, когда деепричастие сможет простить отсутствие подлежащего📌
🤓 Когда глагол стоит в форме повелительного наклонения. То есть обозначает просьбу, совет, приказ🤓
✅ Уходя из дома, не забудь выключить свет✅
Не забудь - это наставление, рекомендация. Поэтому оборот здесь вполне хорошо смотрится.
Не забудь выключить свет (каким образом?) уходя из дома.
🤓 Также вполне можно обойтись и без активного действующего лица, если в предложении есть глагол в неопределенной форме (отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?; ЧТО СДЕЛАТЬ?). Но не один он там находится. А с другом. Со вспомогательным словом.
В этой роли прекрасно смотрятся такие слова, как НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, ПРИЯТНО и так далее.
✅ Усевшись на полянке в лесу, можно наслаждаться пением птиц✅
Разберемся с глаголом. Тут есть глагол в неопределённой форме - НАСЛАЖДАТЬСЯ. Но он здесь не в гордом одиночестве. Ему помогает слово МОЖНО. Они здесь образуют кулак МОЖНО НАСЛАЖДАТЬСЯ.
Зададим вопрос к обороту?
Можно наслаждаться (как?) усевшись на полянке в лесу.
Все хорошо, ладно и складно.
🤓 Допустимо употребление оборота и в предложениях, в которых легко восстановить подлежащее🤓
✅ Приезжая в деревню, любуюсь красотами родной земли✅
Любуюсь (каким образом?) приезжая в деревню.
Подлежащего нет. Но я по смыслу понимаю, что там прекрасно устроится местоимение Я.
√3
Стоит помнить, что деепричастный оборот не выносит глаголы в будущем времени! Хотя может показаться, что чисто внешне предложение выглядит вполне себе неплохо. Но нет.
❌ Окончив школу, я буду хорошо учиться в вузе❌
Я буду хорошо учиться в вузе (каким образом?) окончив школу.
Даже если не хочется видеть в таком варианте ошибку, она есть. Ее Величество Грамматика не рекомендует.
✓4
И последнее, на что стоит обратить свое внимание в этом вопросе. Нельзя пытаться сделать однородными членами предложения деепричастный оборот и причастный оборот или деепричастный оборот и наречие. Особые случаи опустим. Они не нужны для ЕГЭ.
❌ Я ехал в автобусе, медленно погрузившись в сон и читавший книгу❌
Я ехал (как?) погрузившись в сон.
А вот после союза И начинается причастный оборот ЧИТАВШИЙ (что?) КНИГУ.
Эти два оборота не могут создать однородные члены предложения, соединиться ради выражения смысла. И на это есть серьезная причина: деепричастие относится к глаголу ЕХАЛ, а причастие - к местоимению Я.
А члены предложения считаются однородными, если относятся к одному и тому же слову.
А у нас тут главные слова разные.
✅ Я ехал в автобусе, погрузившись в сон в процессе чтения книги✅
Задание 8 и деепричастный оборот
Обратимся к уже знакомому варианту. Здесь мы ранее обнаружили, что в предложении 2 неправильно употреблён причастный оборот.
А теперь посмотрим на самое первое предложение. Найдем здесь активное "лицо" и основное действие.
Сообщение прошло по всем каналам.
То есть сообщение тут всем заправляет, да?
Далее найдем деепричастие и зависимые слова.
Установив (что?) рекорд. А остальные слова поясняют РЕКОРД.
Хорошо. А теперь попробуем соединить основное и добавочное действия.
Сообщение прошло (как?) установив.
Получается, что сообщение рекорд установило? Нет! Ошибочка вышла!
Как можно исправить этот "ляп"?
✅ Когда летчик-испытатель Федоров установил мировой рекорд высоты, сообщение об этом событии прошло по всем каналам✅
🤓В следующей публикации попробуем определить предложения со странным деепричастным оборотом?🤓
Спасибо, что прочитали статью до конца! Заходите в гости!
Больше материалов по ЕГЭ можно найти здесь.