Сегодня я хочу рассказать Вам историю студента государственного университета, сдавшего итоговый экзамен на «хорошо». Практически любой выпускник был бы рад такой оценке, однако герой сегодняшней истории был уверен в том, что предмет знает на «отлично».
Не согласившись с такой оценкой, студент подал апелляцию. Апелляционная комиссия университета ее рассмотрела, но вместо ее изменения оценки, отправила молодого человека сдавать экзамен еще раз.
Раздосадованный таким решением комиссии студент решил обратиться в суд, где первые три инстанции серьезно иск не восприняли, пояснив, что административный истец пытается оспорить результаты экзамена, которые к компетенции суда не относятся, поскольку судьи не вправе оценивать уровень освоения студентом образовательной программы.
Также суд разъяснил, что решение апелляционной комиссии не носит распорядительный характер, соответственно не возлагает на студента каких-либо обязанностей. А это означает то, что законность такого решения не может быть проверена судом в порядке КАС РФ.
В то же время студент постоянно пояснял, что он вообще-то не ставил под сомнение процедуру проведения экзамена, поэтому апелляционная комиссия не должна была рассматривать этот вопрос. Точно так же она не должна была и назначать повторную дату сдачи экзамена.
Как вы уже, наверное, могли догадаться, студент подал жалобу в Верховный суд РФ, который в свою очередь жестко раскритиковал выводы нижестоящих инстанций.
Суд пояснил, что нижестоящие инстанции ошибочно квалифицировали предмет спора как несогласие студента с выставленной оценкой, поскольку студент действительно оспаривает решение апелляционной комиссии о направлении на пересдачу, а не результат сданного экзамена.
Также Верховный Суд посчитал, что своими действиями комиссия нарушила п. 54 Порядка проведения итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования, утвержденного Минобразования и науки от 29.06.2015 № 636.
При рассмотрении апелляции о несогласии с результатами государственного экзамена апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:
- Об отклонении апелляции и сохранении результата государственного экзамена;
- Об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата государственного экзамена.
В своем же решении апелляционная комиссия университета посчитала процедуру проведения государственного аттестационного испытания нарушенной и аннулировала результаты студента.
Немногим ранее мы рассматривали доводы судов первой инстанции, согласно которым решение апелляционной комиссии не является распорядительным, однако в своем определении Верховный Суд также с этим не согласился, поскольку из-за решения комиссии преподавателей студенту пришлось бы заново сдавать экзамен, а без этого он не сможет получить диплом о высшем образовании.
Интересно получается, ты не согласен с четверкой, а комиссия отправляет на пересдачу, где есть все шансы и вовсе не сдать экзамен и остаться без диплома…
В итоге Верховный Суд отменил решения всех нижестоящих судов и направил дело в районный суд для рассмотрения по существу (дело № 89-КАД21-1-К7).
Далее районный суд признал решение апелляционной комиссии незаконным в полном объеме. Однако студент с этим тоже был не согласен и подал апелляционную жалобу, в которой просил признать решение комиссии незаконным только в части аннулирования протокола заседания и назначения даты сдачи государственного экзамена.
По итогу областной суд все таки удовлетворил вышеизложенные требования студента, после чего решение больше никем не обжаловалось.
Итак, вы наверное думаете, что история на этом полностью завершилась, но как бы ни так...
При подготовке к статье и поиске информации я обнаружил на сайте районного, а затем и областного суда еще одно административное исковое заявление этого студента к тому же административному ответчику (университету). Судебное заседание в суде апелляционной инстанции назначено на 23.02.2023. Увы, суть спора на этот раз пока не известна, а молодой человек на мое сообщение в социальной сети не отвечает.
Как это ни странно, но он оказался студентом юридического факультета) Отличная судебная практика по завершению учебы!!
С Уважением,