Найти тему
maryan.read

+ прочитать Бардо Тедол Тибетская книга мертвых как правильно умирать

Прочитала тибетскую Книгу Мёртвых. Многое прояснилось относительно тибетского буддизма, о котором раньше я знала поверхностно и разрозненно. Я и теперь не великий эксперт, но в Бардо Тедол (Книге Мертвых) излагается самая суть и смысл этой религии или, скорее, философской традиции. По сравнению с другими религиями в буддизме меньше мифологической составляющей и больше соул-фрэндли ориентированных практик, что, кстати, в восторг приводит западных психологов и психотерапевтов. Всячески мною уважаемый Карл Густав Юнг точно был в восторге от Тедола.

Считается, что прочитавшему Тедол в критический момент пребывания в Бардо (переходном состоянии между воплощениями) усвоенные знания помогут достичь Нирваны и выйти из Колеса Сансары, то есть цикла перерождений. Никто не знает с научной точностью, что ждёт нас за порогом, так что я изложу основные моменты, оно и в целом интересно.

Для полной ясности совсем никогда не интересовавшимся поясним, что буддисты верят в единую природу всего сущего и в бессмертие души, которая в общем смысле является частью единого, и вообще-то не душа, а «ум», а если точно – осознание или присутствие, короче что-то существующее. Оно обладает кармическим телом или «телом склонностей» - это такой слепок черт личности, сохраняющийся после разрушения физического тела и изменяющийся по средствам переживаемого жизненного опыта и принятых решений. Оно же – вводные данные для последующего воплощения. Уж не знаю, какой Большой взрыв пошатнул единый Ум, заставив его начать галлюцинировать (может кто подскажет?), но цель настоящего буддиста – осознать иллюзорность окружающего мира, бесполезность желаний и страданий, порождающих друг друга по кругу, и вернуть свой кусочек ума в его естественное состояние покоя слитым с единой сущностью, или даже являющимся ей целиком. Не то, чтобы буддисты боялись страдания, но, как я поняла, считают его бессмысленным и обусловленным собственной глупостью и плохой кармой, то есть беспонтовым мазохизмом (чего не скажешь о христианстве).

От момента смерти до нового рождения «душа» (для краткости) находится в области Бардо, из которой может достичь Освобождения, то есть осознания истинной природы реальности и возвращения к ней. Во-первых, в сам момент смерти, когда ум полностью очищается, и реальность предстает во всей красе (как Немеркнущий Свет), человек, сразу же признавший её, достигает Нирваны мгновенно. Если же человек не смог сразу стабилизироваться в этом состоянии, и карма его оттуда столкнула, он должен осознать, что он умер, по трем признакам: он ощутит состояния тяжести в теле – «земля в воде», ощущение холода, переходящего в жар «вода в огне» и ощущение распада на атомы – «огонь в воздухе». Умершему также очень поможет, если кто-то сведущий сядет с ним рядом и будет вслух читать наставления. Осознав себя мёртвым, человек должен очистить свой ум от всяких колебаний, как при медитации, чем достигнет состояния Всеобщего Разума Будды. Если карма не даёт успокоить ум, то человек должен думать о Великом Сострадательном Боге и осознать, что образ Великого сострадательного Бога появился из его ума, то есть он и есть этот бог, и достичь Просветления. Всё это область Чигай Бардо – постижения Изначального Света.

Если карма сильна, спускаемся в Ченид Бардо. В следующие несколько дней перед человеком будут представать мирные божества, сопровождающиеся ярким свечением Вторичного Света, белым, голубым, желтым, красным, зеленым последовательно (будет и тусклый свет миров воплощения, туда не надо идти). Это боги мудрости, в которых человек должен узнать собственную мудрость, и через это стать Буддой. Если это не удалось, в следующие дни человек увидит гневных божеств и также сможет узнать их образы в самом себе, если не испугается, и тоже станет Буддой. Гневные божества пьют кровь из черепов, это на самом деле символ отречения от плотских воплощений сансары, на над пугаться. Дальше при плохой карме человек будет погружаться во всё более страшные видения, это каким-то образом может надавить на него до осознания иллюзорности происходящего, и тогда он просветлеет. Юнг назвал бы процесс узнавания божеств в себе процессом принятия своих психических компонентов и достижения целостности, но мы сейчас о буддистах.

-2
-3

Если карма мешает человеку достичь осознанности, он опускается в Сидпа Бардо и возвращается в покинутый им мир в теле бардо, в нематериальном теле, способном беспрепятственно передвигаться, видеть/слышать, предвидеть, вспоминать прошлые воплощения. Это «тело» очень зависимо от состояния ума, любые сильные привязанности или страхи столкнут его ещё ближе к воплощению, если же он успокоится и откажется от воплощения, то должен вспомнить о Сострадательном Боге и всё ещё может слиться с ним. Если страхи дальше преследуют его, он увидит тусклый свет миров, в которые может воплотиться, это мир божеств-дэвов, мир агрессивных асуров, мир людей и животных, мир вечно голодных прет и мир страдания – ад. Из всех их можно выбраться, но в аду торчать дольше и неприятнее всего. Человек должен сделать усилие над своей кармой, вспомнить все обряды и молитвы, успокоиться и по возможности воплотиться лучше бы дэвом, на худой конец человеком (это белое или жёлтое свечение миров), так он сможет дальше постигать учение и в следующий раз, может быть, лучше справится. Принцип непрерывности кармы гласит, что человек продолжит своё духовное развитие с той ступени, которой достиг в прошлой жизни, и хорошо бы ему не напортачить по новой. До самого конца, как он увидит слияние Матери и Отца, он может отбрыкиваться от воплощения, успокаивая ум, но если карма всё же тянет его снова родиться, то пусть выбирает южный континент (где прекрасные дворцы), там люди знают толк в религии и научат его дальше. В зависимости от количества хорошей кармы можно попробовать выбрать себе место рождения получше, в чём всем желаю удачи. Инвестируйте в будущее воплощения!

Вот такая интересная картина мира. Я сначала задалась вопросом, почему, если всё вокруг иллюзия, структура мира для всех должна быть одинаковой? Дело, наверно, в том, что сущность-то единая. И глюк у ней один. Впрочем, Тедол - это один текст их многих, одно понятно, что буддизм – это что-то крайне продуманное. Если я что-то не так изложила – извините.

-4