В октябре 2019 года на одном из форумов, посвященном антиквариату и кладоискательству, появилось объявление с заманчивым содержанием: «Сасанидская серебряная чаша. Просьба оценить». Рядом - картинка, на картинке - роскошное блюдо из потемневшего серебра, явно древнее, причем в неплохом, хоть и несколько расколотом состоянии. На дне блюда - динамичная жанровая сценка: всадник в роскошной короне (очевидно, царь) пытается пронзить копьем хищника - то ли льва, то ли тигра.
Сообщение вызвало нешуточной интерес у публики, у потенциальных покупателей загорелись глаза и у автора поста настоятельно потребовали подробностей.
«Да что рассказывать? - ответил автор. - История простая - нашли в лесу возле реки. Район – Закавказье. Вес очень тяжелый – до 3 кг. Смотрел на аукционах Sotheby's и Bonhams, стоимость - 182 500 фунтов стерлингов! В целом уникальная находка, а вместе с ней, кстати, обнаружена монета, которая может помочь определить период».
Монета оказалась римской, на аверсе - портрет императора Нерона, который правил в то время, когда державы Сасанидов на политической карте мира еще не существовало. То есть «определить период» не получилось. Но рассказанные обладателем блюда детали, конечно, еще больше разогрели интерес к обнаруженному в Закавказье ценному предмету. В комментариях появился, вероятно, профессиональный археолог (во всяком случае, он сам там представился), который обратил внимание автора находки на то, что, скорее всего, ему в руки попалось не абы что, а настоящая музейная редкость, при этом копатель должен помнить, что ответственность за сокрытие культурных ценностей высокая. «Знаете, это все равно, что прийти в полицию с героином, чтобы узнать, настоящий ли он, и за сколько, можно его толкнуть», - привел красочное сравнение «профессиональный археолог». Однако такая постановка вопроса счастливого обладателя серебряного блюда не испугала, он ответил: «Спасибо, догадался, но я не России и предмет найден не в России. А в наших горах нам никто не страшен»! Впрочем, через некоторое время он добавил: «Продавать не буду, вывозить тоже, будет достоянием республики, завтра взвешу, но тяжелое»!
Позже копатель выложил новые фотографии серебряного блюда, сообщил, что весит оно все-таки не три килограмма, а поменьше - 375 граммов, и рассказал еще кое-что о месте находки: «Место труднодоступное, там был захоронен воин - оружие было при нем. Уже сильно проржавевшие мечи»...
На этом дискуссия, можно сказать, иссякла. И казалось, что о драгоценном серебряном блюде со сценой царской охоты, равно, как и о других находках из древнего захоронения, например, «проржавевших мечах», мы больше никогда не услышим и не узнаем. Тихо уйдут в частную коллекцию и на этом история завершится. Но вышло иначе.
4 июля 2020 года в издании «Sputnik Абхазия» появилась новость, в которой сообщалось, что «коллекция Государственного музея Абхазии пополнилась новыми артефактами, обнаруженными в селе Шубара в Сухумском районе». Новость была проиллюстрирована фотографиями расколотого серебряного блюда эпохи персидской династии Сасанидов. Того самого блюда, о котором шла речь на кладоискательском форуме в октябре 2019 года.
Директор музея Аркадий Джопуа подтвердил, что находка обнаружилась в древнем погребении и сообщил некоторые детали, как было дело:
«К нам обратился гражданин Астамур Айба и передал много ценных вещей, в том числе и Сасанидское серебряное блюдо. Наша археологическая группа сразу же направилась в село Шубара для тщательного исследования местности. На экспертизу были приглашены археологи Гарик Сангулия, Олег Бгажба и Игорь Цвинария. После проведенных исследовательских работ были сделали выводы, что мы имеем дело с ценными приобретениями».
Джопуа добавил, что блюдо, которые ученые датировали V - VI веком, было найдено в погребении, принадлежавшем состоятельной семье. К сожалению, никаких дополнительных подробностей директор музей не привел. Неясно, что еще обнаружили в захоронении кроме серебряной посуды, правда ли, что похоронен был воин, кем он был по национальности и что случилось с «проржавевшими мечами». Возможно, все это сегодня хранится в Государственном музее Абхазии, а может, нет. Буду в тех местах - проверю.
А пока несколько слов о том, что известно - о серебряном блюде. Вещь это действительно роскошная и очень ценная. Шахиншахи (то есть цари царей) из династии Сасанидов использовали эту драгоценную утварь во время пиров. Чаще всего блюда украшались сценами царской охоты - любимым развлечением персидских (да и не только) монархов. Одно из самых известных подобных блюд сегодня хранится в коллекции Государственного Эрмитажа. Оно изображает охоту на льва могущественного шахиншаха Шапура II, правившего около семидесяти лет и державшего в страхе Римскую империю. Блюдо отличается очень искусной чеканкой и, можно сказать, совершенной композицией. К тому же прекрасно сохранилось. Кстати, именно Эрмитаж обладает самой богатой в мире коллекцией серебряных сасанидских блюд. Все потому, что эти раритеты, начиная с XVIII века, периодически находят в бассейне Камы, в Пермском крае. Эти драгоценные вещи попадали сюда в раннем Средневековье вначале из Волжской Булгарии, затем из Средней Азии. Драгоценную утварь, скорее всего, обменивали на меха. А блюда местным племенам нужны были прежде всего для проведения религиозных ритуалов. Своего серебра в Закамье нет, предметы культа, способные вызвать восхищение и поклонение, делать не из чего, зато пушного зверя в лесах предостаточно. Взаимовыгодный обмен!
Но вернемся к находке в горах Абхазии. Самый интересный вопрос - кто изображен на блюде, обнаруженном Астамуром Айбой. Персидские цари обычно идентифицируются по коронам. Дело в том, что короны шахиншахов не передавались по наследству, каждый из царей был обладателем уникального головного убора. И это очень хорошо видно по серебряным монетам Сасанидов - так эти монеты идентифицируются. То же самое и с посудой. И, судя по короне пронзающего льва царя, на блюде из Абхазии мы видим одного из Бахрамов. Либо Бахрама II, либо - и это более вероятно - Бахрама IV. Тот же профиль, те же лихие закрученные усики над бородой, похожая форма бороды и очень похожая корона с «крылышками». Взгляните, например, на изображение этого царя на серебряной драхме, хранящейся сегодня в Метрополитен-музее. Не один в один, конечно, но сходство есть.
Это значит, что серебряное блюдо можно датировать концом IV века, точнее, 388 - 399 годом, именно в это время державой Сасанидов правил Бахрам (Варахран) IV.
Чем же прославился этот правитель? Откровенно говоря, сведений о его героических свершениях немного, и все они датируются гораздо более поздним временем. Известно, что Бахрам был слаб здоровьем и имел только дочерей, поэтому наследовал ему родственник - брат или племянник Йездигерд I. При Бахраме был относительный мир с Римской империей, зато персам пришлось отражать нападение гуннов, которые вторглись в верховья Тигра и Евфрата. Шахиншах хоть и не без потерь, но с этой задачей справился. Также ему пришлось вмешаться в события в подконтрольной персам Восточной Армении и поменять действующего царя на более лояльного.
Оценки арабских источников в отношении Бахрама IV противоречивы. Если историк и богослов Мухаммад ат-Табари сообщает, что шахиншах «управлял своими подданными похвальным образом и получил высокую оценку за свое правление», то историк XII века Ибн аль-Балхи называет Бахрама «самовлюбленным царем». Известно также, что из всех развлечений Бахрам, как и любой персидский царь, предпочитал охоту, в чем мы можем убедиться, рассматривая найденное в Абхазии серебряное блюдо. Охота шахиншаха, кстати, и сгубила - во время одного из походов за дикими животными Бахрама пронзила стрела. То ли это был случайный выстрел, то ли, как пишет ат-Табари, в царском дворе созрел заговор «группы злодеев» и царя убили преднамеренно. Увы, окончательного ответа на этот вопрос мы никогда не получим.
Интересно, как серебряная чаша Сасанидов попала на территорию современной Абхазии. Скорее всего, в результате торгового обмена. В Западном Закавказье в IV - V веке существовало Лазское царство, которое поддерживало активные торговые отношения со своими могущественными соседями - как с Римской империей, так и с Сасанидским Ираном. И кто-то из знатных абазгов мог эту чашу купить или же получить в подарок. Впрочем, если речь идет о захоронении воина, нельзя исключать того, что серебряное блюдо Сасанидов - это военный трофей.