Пришедшее к власти в Великобритании более трех месяцев назад правительство Риши Сунака поставило перед собой непростые задачи по восстановлению экономической стабильности и возвращению доверия избирателей к правящей партии тори.
Новый премьер со знанием дела приступил к выполнению возложенных задач, сумев предотвратить резкий спад в экономике. Но, несмотря на некоторые успехи, социально-экономическое положение продолжает ухудшаться, хотя Сунак не сдается. Он предлагает собственный план стабилизации, рассчитанный на краткосрочную перспективу, как раз до очередных всеобщих выборов, которые в случае провала не сулят консерваторам ничего хорошего.
«План Сунака» предусматривает сократить инфляцию вдвое, что позволит уменьшить изрядно увеличившийся государственный долг, а также на законодательном уровне поставить заслон перед нелегальными мигрантами, одновременно приглашая в страну как высококвалифицированных специалистов, особенно медиков, так и неквалифицированных работников, которые закрывали бы потребности в рабочей силе в тех отраслях, куда не идут коренные британцы.
Но даже эти «противопожарные мероприятия» не по душе избирателям, которые подвергают резкой критике министра внутренних дел Суэллу Браверман, с завидной регулярностью упражняющуюся в антииммигрантской риторике.
Тем временем доходы британцев по разным причинам продолжают падать, покупательная способность снизилась, цены растут втрое быстрее зарплат. В самом лучшем случае на уровень 2008 года доходы вернутся в 2027 году.
Одной из причин такого положения является развитие экономики Великобритании по экстенсивному пути на протяжении последних десяти лет, что привело к снижению производительности труда на туманном Альбионе на 16% ниже общеевропейской и почти на 50, чем американской. Наибольшими темпами производительность труда падает в государственном секторе, идти туда работать никто не стремится, даже безработные, а состоятельные англичане приватизировать госпредприятия также не горят желанием.
Невиданное до этого снижение уровня жизни и значительные вложения государства в здравоохранение привели к снижению расходов на образование, транспорт, судебную систему, что отразилось на доходах работников этих отраслей. Это вылилось в забастовки, которые еще больше усугубили экономический кризис.
Если гипотетически забастовщиков можно уговорить, то проблемы, порожденные брекситом, заболтать невозможно. При этом одно цепляется за другое. Подсчитано, что брексит приносит Лондону убытков примерно на 100 млрд. фунтов в год, которые при их наличии были бы способны удовлетворить требования бастующих бюджетников. Но премьер-министр развивает тему брексита, утверждая, что государство будет экономить по 350 млн. фунтов еженедельно на одних только взносах в ЕС, хотя на самом деле убытки пока в несколько раз превышают обещанную экономию.
Выход может быть найден в сближении с ЕС вместо брексита, но Сунак непреклонен. Увеличить въезд мигрантов тоже не получается, потому что никто не хочет жить в проблемной стране, нуждающейся в инвестициях, которые могут быть найдены только внутри страны посредством снижения налогов, что поспособствует оживлению деловой активности. Но снижение налогов приведет к необходимости увеличивать государственный долг, который Сунак обещал сократить. Получается замкнутый круг, выхода из которого пока не наблюдается.
Индикатором доверия лично к премьеру и к консерваторам станут майские муниципальные выборы. В случае провала вину могли бы свалить на Сунака. Только не видно следующего кандидата в лидеры партии и премьеры, никто из более-менее известных людей в консервативной партии не решится возглавить кабинет, потому что это похоронит его политическое будущее. Не имея вариантов, тори позволят повести партию на всеобщие выборы Риши Сунаку, после которых он будет довольствоваться статусом лидера оппозиции до тех пор, пока консерваторы не найдут в своих рядах очередного претендента, способного возглавить партию.
Автор: Александр Черный