В 2011 году вышел Указ Президента № 1058, по которому ФГУП «Центральный Московский ипподром» преобразовывался в акционерное общество, объединяющее ипподромы Российской Федерации, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности. Причём в качестве основных направлений деятельности этого общества Указом было определено развитие национальной коневодческой индустрии, обеспечение сохранения и развития ипподромов и племенных конных заводов в Российской Федерации. Указ также вывел созданное акционерное общество из списка не подлежащих приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Удивительное дело, в СССР ипподромная индустрия была очень выгодной, приносившей в казну большую прибыль. Высокую рентабельность показывают ипподромы за рубежом сейчас, их чистая прибыль ежегодно измеряется миллиардами евро. Но вот в постсоветской России с приходом эффективных менеджеров эта отрасль (как, впрочем, и другие) каким-то необъяснимым образом превратилась в убыточную.
Несмотря на регулярную подпитку спонсоров, в число которых, кстати, входит ПАО «Газпром», АО «Росипподромы» не могло свести концы с концами. Инфраструктура Центрального Московского ипподрома и других ипподромов ветшала, конные заводы закрывались. Основной доход приносила продажа собственности, доставшейся АО «Росипподромы» вместе с вошедшими в его состав предприятиями, которая определялась его руководством как «непрофильная».
Пока ещё нераспроданной остаётся огромная часть собственности, которую согласно Указу Президента нужно «сохранять и развивать» - ипподромы. Если первоначально в состав АО «Росипподромы» вошли 22 ипподрома, то сейчас список ипподромов с сайта Общества включает только 16 наименований.
Но и на многих оставшихся ипподромах бега или скачки не проводятся вообще или проводятся всего несколько раз в год. Если ипподром не выполняет свои функции, его можно признать непрофильным активом, от которого можно и даже нужно избавиться. Но при желании, как оказалось, можно признать непрофильным действующий ипподром и выставить его на торги. Так, например, произошло с Красноярским ипподромом, который только благодаря вмешательству Генеральной прокуратуры не ушёл с молотка в 2022 году.
Продажа такого лакомого куска как Центральный московский ипподром, точнее, его территории – мечта любого «эффективного менеджера», управляющего федеральной собственностью. 42 гектара в центре Москвы – это миллиарды и миллиарды. Как верно заметил старина Даннинг, нет такого преступления, на которое капитал не пойдёт ради 300% прибыли.
В 2017 году очередной Генеральный директор АО «Росипподромы» Н.В.Исаков решил оптимизировать деятельность своего предприятия продажей под коммерческую застройку большей части территории Центрального московского ипподрома. На оставшейся территории места для тренировки лошадей, конечно, не останется, но ведь тренироваться можно и в Подмосковье, в специально выстроенном трендепо. Денег от продажи московской земли на строительство такого тренировочного центра хватит. А в случае необходимости можно привезти лошадей выступить в Москву. Кто вообще сказал, что бега должны проводиться регулярно? Пусть это будет праздником! И чем реже праздник, тем больше положительных эмоций он вызывает.
За разработку проекта взялась фирма «Ампир.Архитектура.Интерьер» под руководством генерального директора Тумаркина Михаила Даниловича, благо юридический адрес этой компании – город Москва, ул. Беговая, д. 22, то есть, на территории самого ипподрома. Чисто случайно.
Идея коммерческой застройки ипподрома почему-то не нашла понимания у москвичей. Вместо того чтобы порадоваться строительству элитного жилья для лучших людей города, жители столицы стали возмущаться и писать коллективные письма с протестами. Стало понятно, что вот так с наскоку проглотить вожделенный кусок не получится. Надо тщательно подготовить операцию. Чтобы всё прошло тихо и мирно, без эксцессов. И подготовка началась.
25.09.2018 была зарегистрирована Региональная общественная организация «Федерация бегов и скачек», 11.02.2019 она, набрав необходимое количество региональных отделений, получила статус общероссийской организации (ООО «ФБС»). Юридический адрес «Федерация бегов и скачек» (город Москва, ул. Беговая, д. 22, стр. 17) совпадает с местоположением ООО «Международный конный клуб «Прадар» - прямо на территории Центрального московского ипподрома. Исполнительный директор «Прадара» Мельников Василий Петрович стал исполнительным директором ООО «ФБС». В состав постоянно действующего руководящего органа (Бюро) вошёл член Совета директоров с 2018 года АО «Росипподромы» Вартанов Вартан Азизович, а также некий Зайцев Дмитрий Сергеевич, который 14 марта 2019 года был назначен генеральным директором АО «Росииподромы». Исаков со своей ролью не справился, он сумел настроить против себя буквально всех, поэтому его отправили в отставку.
Разумеется, при получении высокой должности новый гендиректор привёл свою команду: советниками у него числятся исполнительный директор ООО «ФБС» Мельников Василий Петрович и член Бюро ООО «ФБС» Панченко Василий Яковлевич, бывший директор Центрального московского ипподрома. Необходимо отметить, что В.А.Вартанов являлся также руководителем Национальной ассоциации развития скакового и чистокровного коневодства, зарегистрированной в августе 2017 года, а в 2019 году получившей статус саморегулируемой организации (СРО).
В Уставе ООО «ФБС» в качестве направлений деятельности указано, что она «разрабатывает Регламенты проведения бегов и скачек на ипподромах в рамках уставной деятельности Организации», «составляет календарь проведения бегов и скачек на ипподромах», «осуществляет контроль за соблюдением Регламентов бегов и скачек», «разрабатывает правила аттестации специалистов отрасли (тренеров, наездников, жокеев, судей и др.) и аккредитации ипподромов» и многое другое. Это – Устав как минимум отраслевого союза. Но вот незадача: отраслевым союзом может быть НКО только в форме ассоциации, а не общественной организации. Учредители ООО «ФБС», видимо, быстро это поняли. 21.11.2019 состоялась конференция, после которой вся публичная деятельность «Федерации бегов и скачек» прекратилась.
23.12.2019 регистрируется Национальная ассоциация заводчиков и владельцев лошадей орловской рысистой породы. Председателем Правления ассоциации был избран Базиев Айса Муслимович, купивший первого своего рысака всего за пару лет до этого. Изначально в Уставе ассоциации уже было предусмотрено признание её саморегулируемой организацией.
Благодаря хорошо организованному пиару и энергичности господина Базиева в члены этой ассоциации удалось привлечь достаточно большое количество крупных конезаводчиков. Разумеется, в постоянно действующем руководящем органе большинство составили не они. Фактически Базиев получил возможность говорить и действовать от имени всей ассоциации, не считаясь с мнением её членов.
Чуть позже стало понятно, зачем потребовалось создавать эти НКО.
Краеугольным камнем этой операции по сравнительно честному отъёму государственной собственности стало здание ипподрома, построенное в 1955 году по проекту академика И.В.Жолтовского и признанное объектом культурного наследия.
За время рыночной экономики этот объект сильно обветшал, стал портить лицо города. Денег на его ремонт у АО «Росипподромы» не находилось. Даже подкрасить места с облупившейся краской и починить кровлю.
Министерство сельского хозяйство России выделить средства на реставрацию не может. Это же несколько миллионов рублей потребуется! Спонсоры, включая ПАО «Газпром» жадничают. Что делать? А так жалко, так жалко исторический памятник, что даже кушать руководитель АО «Росипподромы» не может. И вот возникает гениальная идея – передать здание ипподрома вместе со всей его инфраструктурой другому хозяину. Это же так логично, АО «Ипподромы», созданное на базе ФГУП «ЦМИ» с переданными ему конезаводами и региональными ипподромами, лишается своего основного актива, чтобы спасти историческое здание от собственной управленческой беспомощности.
У обычного человека сразу возникнет вопрос, почему ипподромный бизнес, такой успешный за рубежом и в СССР, в современных российских реалиях в составе АО «Росипподромы» показывает стабильную убыточность? Ответ простой – для руководителей этой фирмы убыточность гораздо выгоднее прибыльности. В самом деле, какая лично для них польза от рентабельности возглавляемого ими предприятия? Зарплату они устанавливают себе сами, не стесняясь её непомерного размера, долги перед бюджетом не мешают её себе выплачивать. А вот продажа активов, если её проводить по отработанным схемам с откатами, позволяет получить доход гораздо более высокий, чем официальный оклад. Если АО «Росипподромы» покажет прибыль, разве его руководство сможет заикнуться об отсутствии средств на текущий (или даже капитальный) ремонт здания ЦМИ? Поэтому не надо удивляться раздутому штату администрации АО «Росипподромы», запрету приёма безналичных денег при оплате ставок в тотализаторе, невозможности игры на удалении, отсутствию рекламы на проходящие на ЦМИ события и игнорированию в телевизионных новостных программах розыгрыша больших призов. Такая политика: расходы АО «Росипподромы» искусственно раздуваются, а доходы сознательно минимизируются.
Итак, предлог найден (необходимость ремонта главного здания ипподрома), механизм придуман (перевод инфраструктуры ЦМИ в собственность другому юридическому лицу). Осталось всё это оформить. И вот появляется знаменитое письмо Президенту РФ от мэра Москвы С.С.Собянина и министра сельского хозяйства России Д.Н.Патрушева. Оба руководителя с великой скорбью констатируют, что текущее состояние ЦМИ характеризуется высокой степенью износа (вопрос о том, кто его до этого довёл, не ставится). Средств из федерального бюджета на починку кровли главного здания, замену сантехники, перестилку полов и штукатурку стен нет. Доходы от деятельности АО «Росипподромы» не предвидятся. Просто так деньги Москва на реставрационные работы памятника культуры регионального значения выделить не может. А вот забрать всю инфраструктуру Центрального московского ипподрома в создаваемое специально для этого своё дочернее предприятие Москва готова. В этом случае она выделит денег на реконструкцию, внесёт в это юридическое лицо имущественный комплекс конноспортивной школы «Битца». АО «Росипподромы» получат в этом совместном предприятии 49% акций и обещание сохранить проведение на ипподроме бегов и скачек.
А может быть, это действительно был хороший выход? У Москвы денег много, будет спонсировать ЦМИ, превратит его в образцово-показательное заведение ипподромного бизнеса, лучшее во всей Европе, а то и в мире.
В соцсетях можно найти фотографию обращения к Президенту РФ от Собянина и Патрушева с резолюцией В.В.Путина: «Согласен». Подлинность этого президентского «указания» у многих юристов вызывает сомнения, но процесс был запушен.
Было зарегистрировано ООО «ЦМИ» (июль 2021 года), которое заказало концепцию реконструкции Центрального московского ипподрома. Тендер получила уже знакомая нам фирма «Ампир.Архитектура.Интерьер», разработавшая проект реконструкции 2017 года. Чисто случайно.
Эта концепция обошлась ни много ни мало в 38 миллионов рублей. Конечно, сразу возникает вопрос, а разве не проще было за эти деньги отреставрировать главное здание ипподрома? Отвечу: проще, но менее выгодно.
Если деньги из бюджета выделяются действительно на необходимые траты, то и «осваивать» их чиновникам будет неинтересно – «навар» отсутствует. Чем грандиознее по затратам проект, чем больше он требует ресурсов, тем больше можно положить себе в карман в виде откатов. Но необходимо каким-то образом обосновать проект, заручиться продержкой профессионального сообщества. Вот тут-то и пригодились свежесозданные некоммерческие организации.
В рабочую группу по проектированию реконструкции Центрального московского ипподрома помимо чиновников Минсельхоза РФ и Правительства Москвы, а также руководства ООО «ЦМИ» и АО «Росипподромы», вошли Е.С.Каппушев, В.А.Вартанов, С.В.Меркулов и А.М.Базиев. В списке рабочей группы из 20 человек не оказалось ни одного наездника, тренера с Центрального московского ипподрома, работника ВНИИ коневодства.
Если с В.А.Вартановым и С.В.Меркуловым всё понятно – они коллеги генерального директора АО «Росипподромы» Д.С.Зайцева по ООО «Федерация бегов и скачек», то с А.М.Базиевым всё гораздо интереснее. С 2003 г. он является учредителем и владельцем ООО «Инвестиционно-строительная компания «Центрстрой», основным видом деятельности которой, согласно ОКВЭД, является «разборка и снос зданий». 11 января 2022 года компания получила в Министерстве культуры РФ лицензию на «Деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». 12 декабря 2022 года А.М.Базиев стал учредителем и владельцем ООО «Новация», основной вид деятельности которой – «Строительство жилых и нежилых зданий», также имеющей аналогичную лицензию от Министерства культуры РФ. У кого-то остаются сомнения, какой именно объект культуры недавний любитель орловского рысака собирается сохранять путём разборки и сноса зданий и строительства на их месте жилых и нежилых зданий? Только сдаётся мне, этот кусок ему не по зубам. В него вцепятся более крупные рыбы. Где плавают акулы, пиранье делать нечего.
Е.С.Каппушев, ещё один член рабочей группы, является совладельцем ООО «Первый скаковой синдикат», в котором он владеет 10% долей, а В.А.Вартанов – 30%. Но это же, конечно, совпадение.
Вот так и получилось, что «профессиональное сообщество» в лице выше упомянутых граждан не высказало принципиальных возражений по той концепции реконструкции Центрального московского ипподрома, которую специалисты называют идиотской или вредительской.
На самом деле, концепция М.Д.Тумаркина проста и логична. С территории ипподрома убирают лошадей и тренсостав. Деятельность ипподрома по организации бегов и скачек прекращается на несколько лет. После реконструкции, как объяснил архитектор Тумаркин, на ЦМИ уже не будет проводиться тренировки лошадей. Лошади будут приезжать непосредственно на бега и скачки и выступать «с колёс».
Но чтобы люди приезжали на призы в Москву, необходимо, чтобы такие поездки окупались. Бега и скачки с большими призовыми суммами бывают, но всего несколько раз в год.
ЦМИ с прекращением регулярного проведения бегов и скачек можно будет очистить от всей инфраструктуры, связанной с этим. В концепции реконструкции чётко прописано, что вместо снесённых капитальных строений конюшен будут собраны некапитальные строения. Их легко возвести, но и легко разобрать. Нетрудно и полностью переоборудовать внутри, убрав денники и, например, разместив торговые точки.
Однако мало заглушить голос профессионалов, наездников, научных сотрудников ВНИИ коневодства с помощью ручных «специалистов» и «отраслевых союзов». Надо исключить протесты местных жителей. И вот, буквально перед очередными выборами муниципальных депутатов (которые состоялись в сентябре 2022 года) генеральный директор АО «Росипподромы» Д.С.Зайцев в качестве кандидата в депутаты обходит вместе с действующими депутатами жителей района Беговой и собирает подписи в «поддержку» ипподрома. То есть людям объясняют, что необходимо их согласие для реконструкции ипподрома, что здесь не будет коммерческого строительства, а будет прогулочная зона. Всё обновят и облагородят. И люди подписывали какие-то бумаги, не понимая, что именно они подписывают.
После этого сбор подписи против реконструкции стал невозможен, люди не могут понять, зачем подписывать дважды одно и то же?
Нельзя не признать, что афера по выводу территории ЦМИ из федеральной собственности была прекрасно подготовлена. Но всё пошло не совсем так, как предполагалось.
Продолжение следует