В 1969 году режиссер Георгий Данелия снял фильм "Не горюй!", в основу которого положен роман французского писателя XIX века Клода Тилье "Мой дядя Бенжамен".
Фильм "Не горюй!", который Георгий Данелия снял в 1969 году, является вольной экранизацией романа "Мой дядя Бенжамен" французского писателя XIX века Клода Тилье. Эту книгу любила мать режиссера - Мери Анджапаридзе. Впрочем, и сам Данелия признавался, что перечитывал роман несколько раз.
Почему фильм назвали "Не горюй!"
Сценарий Данелия писал вместе с Резо Габриадзе. Сохранив основной сюжет, место действия они перенесли в Грузию. Работали сценаристы в подмосковном доме творчества "Болшево" и в Тбилиси, где нередко прогуливались в старой части города и "примеряли прохожих к нашим персонажам", вспоминал режиссер. В "Не горюй!" персонажи должны были быть "темпераментные, необузданные, эмоциональные", "даже немного шаржированные", отмечал он, уточняя, что в других фильмах этого как раз избегал.
По словам Данелии, у Габриадзе был "особый взгляд на мир". Во время прогулок он "обращал мое внимание на кованые решетки балконов, на старинные дверные ручки и вообще на такие детали, которые я без него бы не заметил", признавался режиссер. В одном из музеев они обнаружили старые фотографии улиц и духанов Тбилиси. "У духанов были поэтические названия: "Не покидай меня, голубчик мой", "Не горюй!", "Сам пришел"", - рассказывал Данелия. Сценаристы долго не могли решить, как назвать фильм - "Не горюй!" или "Сам пришел". В итоге выбор пал на "Не горюй!", а название "Сам пришел" сохранилось за духаном.
Законченный сценарий Данелия принес в Экспериментальное творческое объединение при "Мосфильме". Директор объединения Владимир Познер-старший предложил снять фильм совместно с французами. Однако во Франции к этой идее отнеслись без энтузиазма, при этом "предупредили, что если они пустятся с нами в плавание, то главного героя должен играть французский актер", вспоминал режиссер.
Как выбирали актера на главную роль
Главный герой Бенжамен в романе был описан как высокий, голубоглазый и светловолосый тридцатилетний мужчина. "Стали мы искать молодого, здоровенного, голубоглазого и светловолосого грузина", - рассказывал режиссер. Поиски затягивались, но результата не приносили. Мама Данелии, тоже кинорежиссер, посоветовала обратить внимание на музыканта ансамбля "Орэра". "На барабане играл худющий брюнет - он все время скалил зубы. Да, что-то мама перепутала", - подумал тогда режиссер. Однако Вахтанга Кикабидзе (а барабанщиком оказался именно он) все-таки пригласили на пробы и в конце концов утвердили на роль Бенжамена Глонти.
Серго Закариадзе, Софико Чиаурели, Евгений Леонов и другие
В роли доктора Левана режиссер планировал снимать Серго Закариадзе, который к тому времени уже сыграл главную роль в знаменитом фильме "Отец солдата", был директором театра, ставил спектакли, много снимался в Советском Союзе и за рубежом. "С ним дружил сам Брежнев. В общем, очень важная персона", - говорил Данелия, с детства знакомый с Закариадзе. Актер сниматься согласился, однако работать с ним было непросто - Закариадзе, по словам Данелии, играл "слишком ярко", "все время хотелось его "пригладить", "причесать"". "Но он не поддавался. Потом, уже в готовом фильме, я понял - так и надо было", - признавался режиссер.
Проще было с ролью, которую исполнила Софико Чиаурели, двоюродная сестра Данелии. Роль сестры главного героя была написана с нее и для нее. Даже имя у героини то же - Софико. "Она и сыграла так, как я себе это представлял, по-моему, за всю картину я не сделал ей ни одного замечания или предложения", - отмечал режиссер.
В роли русского солдата режиссер с самого начала видел только Евгения Леонова, но забыл предупредить его. Выяснилось, что сыграть в "Не горюй!" актер не сможет - он уже снимался в другом фильме. Данелия пригласил на эту роль Сергея Бондарчука, который снимался в его совместной с Игорем Таланкиным дебютной полнометражной картине "Сережа" в 1960 году. Актер сначала согласился, но потом передумал и прислал телеграмму: "Гия, эта роль не для меня. Я испорчу тебе весь фильм". Данелия снова обратился к Леонову. Артист смог прилететь в Тбилиси всего на три дня. "Чтобы уложиться в этот срок, пришлось работать круглосуточно и значительно сократить роль", - вспоминал режиссер.
В "Не горюй!" снимались и другие замечательные актеры: Верико Анджапаридзе, Анастасия Вертинская, Сергей Филиппов, Ариадна Шенгелая, Фрунзик Мкртчян, Баадур Цуладзе.
Как Георгий Данелия начал работать с Гией Канчели
Композитор Андрей Петров, который создал музыку для предыдущих фильмов Данелии ("Путь к причалу", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три") не смог писать музыку для "Не горюй!" - был занят другой работой. "Фильм грузинский, возьми грузинского композитора. В Тбилиси есть очень хороший молодой композитор Гия Канчели", - посоветовал композитор. Данелия прислушался к этой рекомендации. Свои пожелания композитору он излагал так: в картине "кроме авторской музыки нужна еще национальная (застольные песни и танцы) и шизонутая, дурная - та, которую играет оркестр доктора Левана". Герой - врач Бенжамен Глонти учился в Петербурге, поэтому "авторская музыка должна быть европейской", вместе с тем "врач - грузин, значит, и Грузия в ней тоже должна присутствовать", отмечал Данелия. Музыку к следующим его фильмам писали и Петров ("Совсем пропащий", "Осенний марафон", "Настя"), и Канчели ("Слезы капали", "Кин-дза-дза!", "Паспорт", "Орел и решка", "Фортуна").
Две экранизации романа Тилье на одном кинофестивале
Примечательно, что в том же 1969 году роман "Мой дядя Бенжамен" экранизировали и во Франции. Фильм поставил Эдуар Молинаро, известный своими комедиями, а главную роль сыграл популярный певец и актер Жак Брель. Две версии встретились на кинофестивале в аргентинском городе Мар-дель-Плата. Главный приз получил "Не горюй!", а приз за лучшую мужскую роль - Вахтанг Кикабидзе.
Ранее "Вестник Кавказа" рассказывал о том, как Георгий Данелия снимал фильм "Мимино".
Лола Мусаева, специально для "Вестника Кавказа"