Найти тему
Clin_psychology

Кризисные периоды развития детского мозга

В развитии ребенка выделяют несколько особых периодов, в которые его центральная нервная система особо уязвима к неблагоприятным последствиям.

Первый кризис (от рождения и до 2-3х лет). Особое внимание здесь стоит уделить именно родам, т.к. в этот момент ребенок переживает мощнейший стресс, отражающийся на работе всего организма и нервной системы в первую очередь. Можно сказать, что их успешность предопределяет все дальнейшее развитие ребенка.

На первом году жизни формируются основы психических функций, идет подготовка к хождению и овладению речью. Бытует мнение, что в этот период происходит первичное обучение, ведь под действием внешних стимулов в головном мозге начинают формироваться "нейронные ансамбли", которые дают основу будущим более сложным формам обучения. Поэтому так важно, чтобы ребенка окружала богатая на ощущения среда.

К концу первого года жизни, когда ребенок уже сделал свои первые самостоятельные шаги, его познавательная деятельность набирает обороты, ведь в процессе передвижения он не только знакомиться с большим количеством предметов, но и собственными телесными ощущениями, овладевает чувством трехмерности пространства.

Контактирование с предметами также способствует формированию у ребенка собственного "Я" - выделению себя из окружающего мира. До 2-2,5 лет ребенок общителен, дружелюбен, легко идет на контакт с незнакомыми. Но после его поведение может резко измениться.

Второй кризис ( от 2х до 4х лет) - "Я сам". В этот период у детей отмечается резкий скачок роста, спровоцированный некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сердечно-сосудистой систем. В психологическом плане это проявляется ярко выраженным чувством "Я" и стремлением к самостоятельности. Ребенок, к этому времени уже овладевший фразовой речью, упрямо пытается отстоять свое мнение и возможность, пусть и коряво, но сделать что-то самому.

-2

Третий кризис (5-7 лет) - дошкольный. В этом возрасте у ребенка уже хорошо развиты моторика и речь, он уже умеет анализировать происходящее вокруг, делает выводы. У него уже сформировано понимание дистанции в общении со взрослыми. Но пока еще недостаточно развит самоконтроль и критика к своему поведению. Преобладают игровые мотивы деятельности.

Четвертый кризис (7 - 8 лет) - кризис школьной адаптации. При поступлении в школу у детей с недостаточной нейропсихологической готовностью (об этом подробнее вы можете прочитать в предыдущей статье: "Секреты успешного обучения ребенка в школе") могут возникнуть различные трудности. Например, некоторым детям тяжело долго сидеть на одном месте и удерживать концентрацию внимания, из-за чего у педагога может возникнуть ложное впечатление об умственном дефиците у ребенка. Также стоит сказать о тех случаях, когда к ребенку предъявляются чрезмерные требования, которые не соответствуют уровню его возможностей, что может спровоцировать у него возникновение нервных "срывов" и развитие неврозов. Для предупреждения вышеописанных ситуаций рекомендуется в предшкольный период пройти тестирование у психолога на предмет готовности к школьному обучению, чтобы заранее выявить "слабые стороны" в развитии и выбрать корректную программу обучения.

-3

Пятый кризис (11 - 16 лет) - пубертатный. Этот период ознаменовывается бурным гормональным всплеском и скачком роста ребенка. Изменения заметны не только в физическом развитии, но и в поведении. Подростки становятся непоседливыми, непослушными, раздражительными. Стремление казаться взрослыми приводит к "сломам" авторитетов, нежеланием подчиняться правилам старших, увлечению алкоголем, курением. У подростков с относительно здоровой нервной системой, как правило, к 16 годам наступает "период успокоения". У остальных же, наоборот, психопатологическая симптоматика лишь набирает обороты.

Каждый возрастной кризис сопровождается сложными нейроэндокринными изменениями, и если у ребенка есть какие-либо расстройства нервной системы, то они могут привести к нарушениям психического развития. Поэтому педагогам и родителям необходимо знать о подобных кризисах, чтобы отслеживать неблагоприятные изменения у ребенка и вовремя принять меры медицинской или психолого-педагогической коррекции.

Если вам было интересно, не забудьте поставить класс и подписаться на канал! Впереди еще больше интересных статей и видео!