Найти тему
Сосмыслом

Ещё одно прочтение "Женитьбы" Гоголя

Помните это произведение незабвенного Николая Васильевича Гоголя про забавное приключение закоренелого холостяка Подколёсина, надумавшего жениться? Тут сразу вспоминается замечательный советский фильм, где главных героев - Подколёсина и его друга Кочкарева играют Олег Борисов и Алексей Петренко. Ещё там играет молоденькая Светлана Крючкова незадачливую невесту Агафью Тихоновну.

А тут мы можно сказать случайно попали в театр Русской драмы под руководством Михаила Щепенко, получив приглашение на спектакль по Гоголю. Вернее, мы выиграли билеты в викторину на одном сайте. Театр этот не очень известен широкой публике, хотя расположен в центре Москвы, на Таганке, недалеко от известного театра, но надо пройти вниз от него по улице Земляной вал.

-2

Возник театр где-то в 90-х годах под патронажем Москвы, тогда много появлялось таких театриков и студий, заточенных под какое-то имя. Сейчас театр имеет своё здание, а до недавнего времени играли по разным площадкам, пока то ремонтировалось.

Но вернёмся к "Женитьбе?". В оригинале этого театра название спектакля в конце своём имеет вопросительный знак. Будто Гоголь вопрошает, состоялась ли женитьба на самом деле. Тут и сам автор повести бродит по сцене: он начинает спектакль, заканчивает его, разбавляет сценки своими высказываниями. Всё бы хорошо, если Николай Васильевич в исполнении самого М.Щепенко произносил бы что-то на тему нравов, ну или что-то в этом духе, подходящее к теме спектакля. Но много выспренных слов, надерганных из произведений или, может, писем писателя, показались здесь лишними. "Любите Россию" или "да поможет нам Бог" - к чему это в весёлом спектакле, который из-за этих сентенций разросся до почти трех часов действа.

А спектакль и без явления Гоголя получился замечательным. Поставленный в гротескной манере он превратился в сатиру на нравы общества того времени: купечества, во чтобы то ни стало желающего пролезть в привилегированное сословие, дворянства, превращающегося в паразитический класс, разоряющееся, неспособное на полезную для общества деятельность. Преувеличенные действия героев, комичные мимика и жесты подчеркивали всю нелепость ситуаций и жалкость попыток героев показать свою мнимую значимость в обществе.

Все артисты для нас были незнакомы. Правда, в простенькой программке, которую раздавали перед входом в зал, значились два артиста с фамилией Щепенко: Юлия, сыгравшая Агафью Тихоновну, заслуженная артистка России, между прочим, и Дмитрий, который на нашем спектакле не играл Кочкарева, его сыграл Алексей Савченко.

По идее, Агафья Тихоновна должна быть помоложе, но, впрочем, глупенькой и наивной можно быть в любом возрасте. Несколько странным показался отставной пехотный офицер Анучкин, который здесь предстал эдаким городским хлыщём-модником, помешанным на светскости и французском языке, который всенепременно должна знать его жена. Но, видно, таким его видит режиссёр, хотя у офицера всё же должна быть хоть какая-то выправка, как у моряка Жевакина, который даже с искалеченной ногой старается тянуться во фрунт.

Ну и главный герой истории - Подколёсин в исполнении Аркадия Аверина - это, в сущности, тот же Обломов, которого друг также тянет к жизни, вытаскивая из его уютного, но затхлого холостяцкого мирка. Инфантильный, неприспособленный к самостоятельной жизни, но помыкающий единственным слугой, Подколёсин - символ вырождающегося дворянства.

В маленьком зале на 12 рядов и сцена маленькая. Поэтому и декораций как таковых нет, кроме нескольких предметов мебели. Зато есть большой белый занавес с оборками по краю, который живёт как бы своей жизнью, превращаясь то в стены комнаты, то в чехлы для мебели, то в некую силу судьбы, придавливающую главного героя и заставляющую его сбежать от невесты. В общем, трансформер такой.

Зрительный зал и занавес как декорация
Зрительный зал и занавес как декорация

А зал был полон, даже откидные места были заполнены. Но мелькнула мысль, что часть билетов распространяется в социальных учреждениях, судя по количеству возрастных зрителей. Хотя эта мысль может быть и ошибочной. Репертуар у театра разнообразный, много классики, но чётко прослеживается патриотичная и историческая направленность играемых спектаклей. Видимо, и аудитория своя подобралась соответствующая.

Плохо, что театр очень тесный, в антракте пришлось просидеть в зале, пройтись просто негде. Но умилил маленький буфет, где чай наливали бесплатно в бумажные стаканчики, в вазочках лежали сушки и пряники, а на соседнем столике стояла коробочка с надписью "на чай".

Забавно, что когда вечером вышли со станции метро "Таганская" на улицу, то в глаза бросился баннер с названием вечернего спектакля театра на Таганке: "Женитьба. Трагедия?", и тоже по Гоголю. Две "Женитьбы" в один вечер и в одном районе, и ещё одно прочтение? Потом не поленились, посмотрели на сайте театра, как там "прочитали" бессмертное произведение. Судя по фотографиям сцен из спектакля, то это очередной эксперимент с классикой. Нет уж, лучше смотреть у Щепенко, пусть и с заумным Гоголем. Хоть посмеёшься..., да и дух эпохи сохранён вместе с костюмами.

Артисты на поклоне. Угадайте, кто здесь кто?
Артисты на поклоне. Угадайте, кто здесь кто?

Понравился рассказ? Тогда жмите лайк и подписывайтесь на канал. Будем рады Вашим комментариям.