Помните это произведение незабвенного Николая Васильевича Гоголя про забавное приключение закоренелого холостяка Подколёсина, надумавшего жениться? Тут сразу вспоминается замечательный советский фильм, где главных героев - Подколёсина и его друга Кочкарева играют Олег Борисов и Алексей Петренко. Ещё там играет молоденькая Светлана Крючкова незадачливую невесту Агафью Тихоновну.
А тут мы можно сказать случайно попали в театр Русской драмы под руководством Михаила Щепенко, получив приглашение на спектакль по Гоголю. Вернее, мы выиграли билеты в викторину на одном сайте. Театр этот не очень известен широкой публике, хотя расположен в центре Москвы, на Таганке, недалеко от известного театра, но надо пройти вниз от него по улице Земляной вал.
Возник театр где-то в 90-х годах под патронажем Москвы, тогда много появлялось таких театриков и студий, заточенных под какое-то имя. Сейчас театр имеет своё здание, а до недавнего времени играли по разным площадкам, пока то ремонтировалось.
Но вернёмся к "Женитьбе?". В оригинале этого театра название спектакля в конце своём имеет вопросительный знак. Будто Гоголь вопрошает, состоялась ли женитьба на самом деле. Тут и сам автор повести бродит по сцене: он начинает спектакль, заканчивает его, разбавляет сценки своими высказываниями. Всё бы хорошо, если Николай Васильевич в исполнении самого М.Щепенко произносил бы что-то на тему нравов, ну или что-то в этом духе, подходящее к теме спектакля. Но много выспренных слов, надерганных из произведений или, может, писем писателя, показались здесь лишними. "Любите Россию" или "да поможет нам Бог" - к чему это в весёлом спектакле, который из-за этих сентенций разросся до почти трех часов действа.
А спектакль и без явления Гоголя получился замечательным. Поставленный в гротескной манере он превратился в сатиру на нравы общества того времени: купечества, во чтобы то ни стало желающего пролезть в привилегированное сословие, дворянства, превращающегося в паразитический класс, разоряющееся, неспособное на полезную для общества деятельность. Преувеличенные действия героев, комичные мимика и жесты подчеркивали всю нелепость ситуаций и жалкость попыток героев показать свою мнимую значимость в обществе.
Все артисты для нас были незнакомы. Правда, в простенькой программке, которую раздавали перед входом в зал, значились два артиста с фамилией Щепенко: Юлия, сыгравшая Агафью Тихоновну, заслуженная артистка России, между прочим, и Дмитрий, который на нашем спектакле не играл Кочкарева, его сыграл Алексей Савченко.
По идее, Агафья Тихоновна должна быть помоложе, но, впрочем, глупенькой и наивной можно быть в любом возрасте. Несколько странным показался отставной пехотный офицер Анучкин, который здесь предстал эдаким городским хлыщём-модником, помешанным на светскости и французском языке, который всенепременно должна знать его жена. Но, видно, таким его видит режиссёр, хотя у офицера всё же должна быть хоть какая-то выправка, как у моряка Жевакина, который даже с искалеченной ногой старается тянуться во фрунт.
Ну и главный герой истории - Подколёсин в исполнении Аркадия Аверина - это, в сущности, тот же Обломов, которого друг также тянет к жизни, вытаскивая из его уютного, но затхлого холостяцкого мирка. Инфантильный, неприспособленный к самостоятельной жизни, но помыкающий единственным слугой, Подколёсин - символ вырождающегося дворянства.
В маленьком зале на 12 рядов и сцена маленькая. Поэтому и декораций как таковых нет, кроме нескольких предметов мебели. Зато есть большой белый занавес с оборками по краю, который живёт как бы своей жизнью, превращаясь то в стены комнаты, то в чехлы для мебели, то в некую силу судьбы, придавливающую главного героя и заставляющую его сбежать от невесты. В общем, трансформер такой.
А зал был полон, даже откидные места были заполнены. Но мелькнула мысль, что часть билетов распространяется в социальных учреждениях, судя по количеству возрастных зрителей. Хотя эта мысль может быть и ошибочной. Репертуар у театра разнообразный, много классики, но чётко прослеживается патриотичная и историческая направленность играемых спектаклей. Видимо, и аудитория своя подобралась соответствующая.
Плохо, что театр очень тесный, в антракте пришлось просидеть в зале, пройтись просто негде. Но умилил маленький буфет, где чай наливали бесплатно в бумажные стаканчики, в вазочках лежали сушки и пряники, а на соседнем столике стояла коробочка с надписью "на чай".
Забавно, что когда вечером вышли со станции метро "Таганская" на улицу, то в глаза бросился баннер с названием вечернего спектакля театра на Таганке: "Женитьба. Трагедия?", и тоже по Гоголю. Две "Женитьбы" в один вечер и в одном районе, и ещё одно прочтение? Потом не поленились, посмотрели на сайте театра, как там "прочитали" бессмертное произведение. Судя по фотографиям сцен из спектакля, то это очередной эксперимент с классикой. Нет уж, лучше смотреть у Щепенко, пусть и с заумным Гоголем. Хоть посмеёшься..., да и дух эпохи сохранён вместе с костюмами.
Понравился рассказ? Тогда жмите лайк и подписывайтесь на канал. Будем рады Вашим комментариям.