Как говорит статистика, в Москве наблюдается дефицит дворников в 30-50%. Та же статистика обобщает, что средняя по Москве зарплата дворника составляет очень неплохие, даже по московским меркам, 70 тыс.рублей. А людей не хватает. Нужны какие-то дополнительные стимулы? С инициативой выдавать приезжающим на эту позицию служебные квартиры выступила заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
Насколько это предложение реалистично, МЕДИА-МИГ пообщался с кандидатом экономических наук Михаилом Беляевым.
— Насколько инициатива отражает реалии на московском рынке труда и нежелание россиян занимать непрестижные вакансии?
Дефицит дворников у нас сейчас действительно есть, и многие москвичи видят его результаты. Сроки уборки срываются, качество падает. По определенным причинам рабочие из Средней Азии действительно покинули свои места. Что касается инициативы о предоставлении служебного жилья, то здесь возникает несколько вопросов. Во-первых, откуда его взять? Вот где она (С.Разворотнева) его возьмет в Москве? Дворник же должен жить на обслуживаемой им территории, для примера, в пределах Садового или Бульварного. А есть там свободная площадь, почем она там?
Второе. Как быть с этой квартирой после того, как дворник уволится? Наверное, раз это не ночлежка, а отдельное жилье, он разместится в нем с женой и детьми. Придумайте, как его потом оттуда выселить? Выставить с домочадцами на улицу? Сразу толпы правозащитников набегут. Да, безусловно, жилье будет отличным стимулом, но в таком случае необходимо закрепить правилами и договорами, что человек обязан проработать дворником 10 или 15 лет. И предусмотреть, что произойдет, если он не выдержит этого срока.
Еще раз, недвижимость, даже временная, это хорошая приманка для рабочих из регионов. Но все же я в этом усматриваю больше минусов, нежели плюсов. Даже если мы квартиры раздадим, то я не верю, что мы получим достаточное количество высококвалифицированных дворников, которые будут выполнять свои обязанности должным образом.
— Могут ли попасть под такую программу граждане ЕАЭС?
Мигрантов из ЕАЭС это, конечно, привлечет, если они получат возможность приехать сюда, да и сразу получат квартиру. И если мы хотим возместить дефицит дворников, то, в первую очередь, нам нужно акцентировать внимание именно на мигрантах. Но они не только приедут сюда сами, а еще и перевезут своих родственников. А дальше будет та же история, о чем я говорил ранее. Мы их заселим, а с выселением возникнут трудности.
Поэтому нам нужно посмотреть на то, на каких условиях дворники работали до возникновения дефицита, у нас же он не всегда был. И проанализировать, а почему возник дефицит, почему они уехали, и попытаться искоренить эту проблему.
— Как видится социальная сторона вопроса? Будут ли дворники работать и жить на постоянной основе или же лучше ориентироваться на работающих вахтовым методом?
Идея предоставления квартиры дворникам, работающим вахтовым методом, то есть выделение служебной жилплощади на несколько мигрантов, которые будут работать по очереди, более реалистична. Но здесь необходимо закрепить на законодательном уровне положение, что дворник освободит площадь сразу после увольнения, вне зависимости от того, сколько у него жен или детей. Поэтому, даже если мигрант перевезет в эту квартиру всю свою семью, он должен понимать, что это жилье ему не принадлежит, и его сразу выселят после завершения работы.
Специально для МЕДИА-МИГ тему дополнил д.э.н. профессор РАНХиГС Юрий Алексеев
— Можно ли считать, что постановка вопроса о служебном жилье дворникам нова?
Если обратиться к истории, во многих дореволюционных домах были специальные помещения — дворницкие. И в целом идея работала. Там жил именно дворник, выполнявший, кроме собственно уборки территории, множество полезных для жильцов (и, добавим, полиции) функций. Чинил что-то, приезжих фиксировал не хуже участкового. Примеры легко взять даже из литературы тех лет. В дворницкой познакомились О.Бендер и И.М.Воробьянинов. Дворника, как нетрудно припомнить, вызывал откачать воду из гостиной проф. Преображенский, стекло разбитое вставить. Или, на два десятка лет позже, Глеб Жеглов среди ночи узнавал у дворника, кто проживает в той или иной квартире.
— А что за жилплощадь занимали дворники?
Существовало такое жилье пониженной, но терпимой комфортности. Или этому служили специальные пристройки, флигельки. Но институт дворников оказался утрачен. В новых районах такое, как правило, даже не предусмотрено, а в старых былые помещения заняты, и отнюдь не служителями метлы и лопаты. Так что пока идея выглядит малопроработанной и не очень реальной.
— Может быть, просто сейчас недостаточен предлагаемый уровень зарплат на эти позиции?
Дело в том, что дворник и сегодня живет на своем участке или вблизи него — иначе как он сможет приступить к расчистке снега или сгребанию листьев в 4 утра, когда начинается смена? Когда контроль был слабее, жилконторы нередко поселяли дворников в аварийных помещениях под снос, подвалах. Это, конечно, абсолютно не дело. Человек должен жить все же в человеческих условиях, иначе что с него можно требовать? Теперь, видимо, уборщики жильё снимают, им нужна регистрация, патент. И вот выходит, что дворник-мигрант не готов работать за 70 тысяч, а, с учетом стоимости потенциальной аренды, ему требуется тысяч сто. Далеко не все преподаватели или врачи сегодня получают столько! Но это уже вопрос не о служебных квартирах, а о приоритетах, вне нашей темы.