Найти в Дзене
Вспоминая легенду

"Колдовство – моя основная профессия". Вспоминаем любимые роли самого доброго злодея советского экрана Георгия Милляра.

Все началось в 1920 году в театре города Геленджик, где незадолго до начала спектакля выяснилось, что заболела актриса. Спектакль уже собирались отменять, но вспомнили о молодом бутафоре, который знал наизусть все роли (включая и женские). Бутафора нарумянили, одели в костюм и отправили на сцену. В тот вечер 17-летний Георгий Милляр исполнял свою первую роль в театре – Золушку.

Никто из зрителей о подмене артистов не догадался и не обнаружил в напудренной красавице бывшего дворянина Милляра, настоящая фамилия которого – де Мильё.

Георгий Милляр в детстве с няней, 1904 год. Из архива Государственного центрального музея кино
Георгий Милляр в детстве с няней, 1904 год. Из архива Государственного центрального музея кино

О своем дворянском происхождении (его дед по материнской линии был иркутским золотопромышленником) Георгий Францевич никогда не распространялся, а буржуазную фамилию француза-отца пришлось сменить с началом 1917 года.

Предреволюционные волнения заставили мать увезти Георгия из неспокойной Москвы к деду в Геленджик, где им пришлось остаться на несколько лет. С приходом большевиков 7-комнатная московская квартира семьи превратилась в коммуналку, где Милляру с матерью выделили самую маленькую комнатку. Они проживут в этой комнатке много десятилетий.

"Революция отняла у нашей семьи деньги, квартиру, дачу и даже фамилию: из де Мильё я стал просто Милляром."
Георгий Милляр в детстве
Георгий Милляр в детстве

В Геленджике Георгий окончил школу, поступил в театр бутафором, успешно отыграл дебютную роль Золушки и постепенно начался вводиться в другие спектакли.

К 1924 году Георгий Милляр стал известным провинциальным актёром. Он решил вернуться в Москву, чтобы поступить в актерскую школу при Московском театре Революции (школу юниоров). Милляра приняли, несмотря на непривычную внешность и проблемы с дикцией, а после окончания школы пригласили работать в театр.

В Московском театре Революции Георгий Милляр успешно проработал более 10 лет, но все эти годы он страстно мечтал о кино. Кино он любил с детства, часто посещал кинотеатр "Художественный". И, когда перед актером встал выбор – кино или театр, он без колебания выбрал первое.

"По щучьему веленью", 1938 год
"По щучьему веленью", 1938 год

Георгию Милляру было уже 35-ть, когда он получил свою первую большую роль в кино. До этого его кинокарьера складывалась не так удачно. Режиссеры снова говорили о специфической внешности и голосе, но именно это и понравилось в Милляре начинающему режиссеру Александру Роу, который посвятит свою жизнь сказкам.

Творческий союз Милляра и Роу подарит зрителю множество незабываемых персонажей, но самое главное – Милляр придумает и создаст образ Бабы-яги. Его Бабу-ягу будут считать канонической. Именно Милляру впервые удастся совместить злодейство с юмором и добротой.

Позже Милляр признавался: образ Бабы-яги взрослел вместе с ним.

"В «Василисе Прекрасной» моя бабуля – такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже одряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил"
"Василиса Прекрасная", 1939 год
"Василиса Прекрасная", 1939 год
"Морозко", 1964 год
"Морозко", 1964 год
"В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить", - рассказывал Милляр о создании образа.

На роль Бабы-яги в сказку "Василиса Прекрасная" пробовалось много актрис, в числе которых была и Фаина Раневская, но режиссеру никто не нравился. Тогда Александр Роу обратился за советом к Милляру, а тот предложил отдать роль ему.

Георгий Францевич был уверен, что ни одна женщина не позволит изуродовать себя для кадра, а ему это удавалось блестяще! Милляр не боялся грима, экспериментировал над внешностью и сам выполнял все трюки на съемочной площадке.

Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма "Василиса Прекрасная". Из архива Государственного центрального музея кино
Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма "Василиса Прекрасная". Из архива Государственного центрального музея кино

Во время съемок "Василисы Прекрасной" стояла ужасная жара, все обливались потом, но хуже всего было Георгию Милляру. Более 20-ти дублей подряд ему приходилось съезжать по желобу из раскочегаренной печки. Конечно, он получил ожог, но сцену все-таки доиграл.

"Кащей Бессмертный", 1945 год
"Кащей Бессмертный", 1945 год
"Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь меня не подпускала. Завидев даже издали — шарахалась… Для меня роль Кащея наиболее выстраданная."

Когда Александр Роу предложил Милляру главную роль в сказке "Кащей Бессмертный", актер долго не соглашался. Он сомневался в своих силах, но никого другого в роли Кащея Роу не видел.

Однажды на обсуждение некоторых моментов съемок Милляр пришел с лысой головой и сбритыми бровями. Он делал это всегда, когда соглашался на роль в сказке. Так его проще было гримировать. Именно в тот момент съемочная группа поняла, что артист готов сниматься.

Во время съемок Милляр переболел малярией и весил, по его же словам, "45 килограммов с ботинками". В сочетании с костюмом и красным плащом худоба Георгия Францевича придавала ему сильное сходство со скелетом. Сам Милляр признавался, что для создания образа Кащея вдохновился картиной Виктора Васнецова "Воины Апокалипсиса". В частности, третьим всадником.

"Марья-искусница", 1959 год
"Марья-искусница", 1959 год
– Любишь меня?
– Как-ква-квак родную маму! Как-ква-квак родную папу!

Эту самую известную фразу из сказки "Марья-искусница" Георгий Милляр придумал сам. Он очень тщательно подготавливался к роли: по вечерам, лежа в кровати, записывал мысли, которые возникали о персонаже, и наговаривал диалоги. Так и родилось знаменитое кваканье у Квака.

"Варвара-краса, длинная коса", 1970 год
"Варвара-краса, длинная коса", 1970 год

На съемках фильма "Варвара-краса, длинная коса" Георгий Милляр подружился с исполнительницей главной роли Татьяной Клюевой. Правда, объединило их общее "горе". Клюева очень любила сладкое (Роу просил ее воздержаться, чтобы она влезла в платье), а Милляр — красное вино. Чтобы у актеров не было соблазна, им не платили суточные.

После того, как группа получала деньги, Татьяна и Георгий уходили на лавочку к режиссерам комбинированных съемок и грустно вздыхали. Тайком им давали рубль на двоих, и счастливые актеры шли в соседнюю деревню: Милляр за вином, а Клюева за конфетами.

Георгий Милляр и Татьяна Клюева на съемках фильма "Варвара-краса, длинная коса"
Георгий Милляр и Татьяна Клюева на съемках фильма "Варвара-краса, длинная коса"

Когда Александр Роу попросил Георгия Милляра вернуться к образу Бабы-яги в фильме "Золотые рога", актер устроил скандал. По его словам, "изобретать" Бабу-ягу он уже не может. Роу предложил сыграть эту ведьму так, будто у неё двести лет климакса и Милляр с радостью согласился.

Это была их последняя совместная работа. В 1973 году режиссера Александра Роу не стало, и это был настоящий удар для всей его команды, особенно для Георгия Францевича.

Раиса Рязанова, Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма "Золотые рога"
Раиса Рязанова, Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма "Золотые рога"

Многие считают, что Георгий Милляр стал заложником сказочных образов, но это не так. Милляр сыграл много ролей и без сказочного грима, но часто они были настолько крошечными, что имя актера не указывалось в титрах. А порой зрители его просто не узнавали.

Так, в детском фильме "Сибиряки" режиссера Льва Кулешова Милляр сыграл деда Якова, а в комедии Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" появился в роли гостеприимного Марима.

"Сибиряки", 1940 год
"Сибиряки", 1940 год
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика, 1966 год
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика, 1966 год

Всю свою жизнь Милляр сочинял шуточные стихотворения, небольшие басни и даже придумал собственный алфавит, который переписывался и пересказывался в актерских кругах. Незадолго до своей смерти актер написал стихотворение "Появился в начале века":

"А, наверное, было бы здорово
Под финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти."

К сожалению, этой мечте не суждено было сбыться. Георгий Милляр умер во сне в возрасте 89 лет.

Георгий Милляр раздает автографы. Из архива Государственного центрального музея кино
Георгий Милляр раздает автографы. Из архива Государственного центрального музея кино

Георгий Милляр был очень добрым человеком, часто в ущерб себе. Однажды Милляра пригласили в киноконцертный зал "Россия" на детское мероприятие. Он заранее узнал, сколько мест будет в зале и нарисовал несколько сотен открыток для каждого ребенка.

Мероприятие так и не состоялось, но Георгию Францевичу об этом даже не сказали. А он ждал в надежде лично вручить каждому маленькому зрителю по сделанной вручную открытке на память.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Вам также может понравиться:

"Отец – ирландец, мать – гречанка, а он – русский сказочник". Вспоминаем сказки любимого режиссера Александра Роу.
Вспоминая легенду3 марта 2023