Все началось в 1920 году в театре города Геленджик, где незадолго до начала спектакля выяснилось, что заболела актриса. Спектакль уже собирались отменять, но вспомнили о молодом бутафоре, который знал наизусть все роли (включая и женские). Бутафора нарумянили, одели в костюм и отправили на сцену. В тот вечер 17-летний Георгий Милляр исполнял свою первую роль в театре – Золушку.
Никто из зрителей о подмене артистов не догадался и не обнаружил в напудренной красавице бывшего дворянина Милляра, настоящая фамилия которого – де Мильё.
О своем дворянском происхождении (его дед по материнской линии был иркутским золотопромышленником) Георгий Францевич никогда не распространялся, а буржуазную фамилию француза-отца пришлось сменить с началом 1917 года.
Предреволюционные волнения заставили мать увезти Георгия из неспокойной Москвы к деду в Геленджик, где им пришлось остаться на несколько лет. С приходом большевиков 7-комнатная московская квартира семьи превратилась в коммуналку, где Милляру с матерью выделили самую маленькую комнатку. Они проживут в этой комнатке много десятилетий.
"Революция отняла у нашей семьи деньги, квартиру, дачу и даже фамилию: из де Мильё я стал просто Милляром."
В Геленджике Георгий окончил школу, поступил в театр бутафором, успешно отыграл дебютную роль Золушки и постепенно начался вводиться в другие спектакли.
К 1924 году Георгий Милляр стал известным провинциальным актёром. Он решил вернуться в Москву, чтобы поступить в актерскую школу при Московском театре Революции (школу юниоров). Милляра приняли, несмотря на непривычную внешность и проблемы с дикцией, а после окончания школы пригласили работать в театр.
В Московском театре Революции Георгий Милляр успешно проработал более 10 лет, но все эти годы он страстно мечтал о кино. Кино он любил с детства, часто посещал кинотеатр "Художественный". И, когда перед актером встал выбор – кино или театр, он без колебания выбрал первое.
Георгию Милляру было уже 35-ть, когда он получил свою первую большую роль в кино. До этого его кинокарьера складывалась не так удачно. Режиссеры снова говорили о специфической внешности и голосе, но именно это и понравилось в Милляре начинающему режиссеру Александру Роу, который посвятит свою жизнь сказкам.
Творческий союз Милляра и Роу подарит зрителю множество незабываемых персонажей, но самое главное – Милляр придумает и создаст образ Бабы-яги. Его Бабу-ягу будут считать канонической. Именно Милляру впервые удастся совместить злодейство с юмором и добротой.
Позже Милляр признавался: образ Бабы-яги взрослел вместе с ним.
"В «Василисе Прекрасной» моя бабуля – такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже одряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил"
"В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить", - рассказывал Милляр о создании образа.
На роль Бабы-яги в сказку "Василиса Прекрасная" пробовалось много актрис, в числе которых была и Фаина Раневская, но режиссеру никто не нравился. Тогда Александр Роу обратился за советом к Милляру, а тот предложил отдать роль ему.
Георгий Францевич был уверен, что ни одна женщина не позволит изуродовать себя для кадра, а ему это удавалось блестяще! Милляр не боялся грима, экспериментировал над внешностью и сам выполнял все трюки на съемочной площадке.
Во время съемок "Василисы Прекрасной" стояла ужасная жара, все обливались потом, но хуже всего было Георгию Милляру. Более 20-ти дублей подряд ему приходилось съезжать по желобу из раскочегаренной печки. Конечно, он получил ожог, но сцену все-таки доиграл.
"Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь меня не подпускала. Завидев даже издали — шарахалась… Для меня роль Кащея наиболее выстраданная."
Когда Александр Роу предложил Милляру главную роль в сказке "Кащей Бессмертный", актер долго не соглашался. Он сомневался в своих силах, но никого другого в роли Кащея Роу не видел.
Однажды на обсуждение некоторых моментов съемок Милляр пришел с лысой головой и сбритыми бровями. Он делал это всегда, когда соглашался на роль в сказке. Так его проще было гримировать. Именно в тот момент съемочная группа поняла, что артист готов сниматься.
Во время съемок Милляр переболел малярией и весил, по его же словам, "45 килограммов с ботинками". В сочетании с костюмом и красным плащом худоба Георгия Францевича придавала ему сильное сходство со скелетом. Сам Милляр признавался, что для создания образа Кащея вдохновился картиной Виктора Васнецова "Воины Апокалипсиса". В частности, третьим всадником.
– Любишь меня?
– Как-ква-квак родную маму! Как-ква-квак родную папу!
Эту самую известную фразу из сказки "Марья-искусница" Георгий Милляр придумал сам. Он очень тщательно подготавливался к роли: по вечерам, лежа в кровати, записывал мысли, которые возникали о персонаже, и наговаривал диалоги. Так и родилось знаменитое кваканье у Квака.
На съемках фильма "Варвара-краса, длинная коса" Георгий Милляр подружился с исполнительницей главной роли Татьяной Клюевой. Правда, объединило их общее "горе". Клюева очень любила сладкое (Роу просил ее воздержаться, чтобы она влезла в платье), а Милляр — красное вино. Чтобы у актеров не было соблазна, им не платили суточные.
После того, как группа получала деньги, Татьяна и Георгий уходили на лавочку к режиссерам комбинированных съемок и грустно вздыхали. Тайком им давали рубль на двоих, и счастливые актеры шли в соседнюю деревню: Милляр за вином, а Клюева за конфетами.
Когда Александр Роу попросил Георгия Милляра вернуться к образу Бабы-яги в фильме "Золотые рога", актер устроил скандал. По его словам, "изобретать" Бабу-ягу он уже не может. Роу предложил сыграть эту ведьму так, будто у неё двести лет климакса и Милляр с радостью согласился.
Это была их последняя совместная работа. В 1973 году режиссера Александра Роу не стало, и это был настоящий удар для всей его команды, особенно для Георгия Францевича.
Многие считают, что Георгий Милляр стал заложником сказочных образов, но это не так. Милляр сыграл много ролей и без сказочного грима, но часто они были настолько крошечными, что имя актера не указывалось в титрах. А порой зрители его просто не узнавали.
Так, в детском фильме "Сибиряки" режиссера Льва Кулешова Милляр сыграл деда Якова, а в комедии Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" появился в роли гостеприимного Марима.
Всю свою жизнь Милляр сочинял шуточные стихотворения, небольшие басни и даже придумал собственный алфавит, который переписывался и пересказывался в актерских кругах. Незадолго до своей смерти актер написал стихотворение "Появился в начале века":
"А, наверное, было бы здорово
Под финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти."
К сожалению, этой мечте не суждено было сбыться. Георгий Милляр умер во сне в возрасте 89 лет.
Георгий Милляр был очень добрым человеком, часто в ущерб себе. Однажды Милляра пригласили в киноконцертный зал "Россия" на детское мероприятие. Он заранее узнал, сколько мест будет в зале и нарисовал несколько сотен открыток для каждого ребенка.
Мероприятие так и не состоялось, но Георгию Францевичу об этом даже не сказали. А он ждал в надежде лично вручить каждому маленькому зрителю по сделанной вручную открытке на память.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Вам также может понравиться: