Моя бабушка (мамина мама), Тимукова (Ронгонен) Инкери Тойвовна ,была очень деятельной женщиной, разносторонне развитым человеком. Принимала активное участие в жизни родного села , в котором после всех тягот "осела" со своей семьей: мужем и тремя дочерьми. Её очерки и заметки публиковались в карельских периодических изданиях. В 1980 - х годах она начала записывать свои мемуары, в которых описывала свою жизнь в военные годы, а также о времени ,проведенном в эвакуации в Сибири и о возвращении в родной дом. На тот момент ей было 46 лет...
" Родилась я 27 июля 1934 года в деревне Янила (позже обрусевшее название Янино), что в Ленинградской области. Была старшим ребенком в семье. Мать звали Ронгонен (Мюлляри) Сусанна Матвеевна , а отца Ронгонен Тойво Павлович. У меня было трое младших братьев : Илмар, Арне, Ялмар..."
По ссылке ниже можно прочитать о родителях моей бабушки. Повторяться здесь не буду.
Вот , что бабушка вспоминает о довоенных годах и начале войны:
"....Семья моего отца жила в Яниле, в семье помимо его были две сестры и младший брат. Сестры вышли замуж, а брат Юхана, 1918 года рождения, пропал без вести в начале войны в 1942 году, ему на тот момент было 24 года. Так Тойво остался в доме хозяином, а его мама , её звали Кати или аммя, так и прожила всю жизнь в его семье.
Тойво в 1936 году, когда за ним пришли, сбежал от тюрьмы в Хибины, на Кольском полуострове, где только начинали строить город Кировск, там устроился работать.Мама со мной, мне было год и восемь месяцев, поехала за ним, как жены декабристов 1825 года. Мама пробыла там недолго , беременная Илмаром вернулась в Янилу. Илмар родился 15.02.1938 года. Папа вернулся в 1939 году, и 14 декабря 1939 года родился Арне. Папу в числе многих других, власти нашли в Хибинах и призвали в армию, в бригаду Куусинена, которую формировали из ингерманландцев для того, чтобы они подняли флаг в Хельсинки и показали всему миру, что освободительная финская армия заняла Финляндию и освободила братьев-финнов от капиталистического ярма.
Бригада успела дойти до Выборга и зимняя война 1939 года закончилась перемирием сторон. Их направили в Карело-Финскую республику на карельский фронт, но в 1942 году за массовые перебежки в Финляндию, бригаду расформировали и всех нерусских отправили в трудовую армию в Челябинск на строительство металлургического завода до 1946 года, на самом деле с фронта прямиком в лагеря. Содержались строители за колючей проволокой, охранялись строго, условий жизни никаких. Там Тойво выжил благодаря своему родному брату Юхани Ронгонен, который работал на кухне и втихаря подкармливал парня. Там умерло очень много мужчин. Голодные , больные, от непосильного труда умирали в таких количествах , что бригады могильщиков не успевали хоронить, хотя бы кое-как.
В 1935 году семью моей мамы раскулачили, отца (моего деда) арестовали, в тюрьме он заболел туберкуле@ом и вскоре умер, а мать с детьми сослали в Среднюю Азию. Их разместили в местечке Пахта Арал, но климат был так жарок и так не подходил людям севера, что молодежь искала любой выход, чтобы как-то убежать оттуда и тем самым надеясь выжить. Приезжала молодежь обычно в родные места, скрывалась у родственников и жила редкими заработками и милостью родных, скрываясь от каждого человека и каждого стука. Родные жили в бесконечном страхе , что сбежавших найдут у него и тогда ему уже не избежать тюрьмы. Таким образом, у нас с 1937 года скрывались две маминых сестры и брат. Сестры, семнадцатилетняя Айно и двадцатиоднолетняя Анни жили без прописки и работы, перебиваясь шитьем людям.Женщин редко останавливали на улице для проверки документов и они, не без риска, конечно, жили более-менее открыто, брату показаться открыто было совсем нельзя. Остальные из семьи Мюллер так и остались жить в Казахстане и по сей день, мамина мама тоже Кати (в девичестве Антонен) умерла там, в 1944 году...."
"... Кончилось лето 1941 года....всё чаще становилось холодно и дождливо , хотя иногда ещё солнце пробивало свои лучи через хмурое небо, чтобы обласкать многострадальную ленинградскую землю и людей , измученных бомбежками , артобстрелами , страхом, голодом и бесконечной тревогой за своих родных , мужей, что воюют и детей, которые просят есть и не хотят понимать, что кушать нечего.
На болоте за городом мычат коровы и другая скотина , выгнанная со своих пастбищ в самый травостой и угнанная в стадах беженцами с карельского перешейка, где в то время шли ожесточенные бои. Все женщины близлежащих деревень были собраны для дойки коров и моя мама доила, и приносила домой молоко, много молока, так как принимать его было некому, а на землю выливать не поднималась рука крестьянки. Коровы ушли дальше, оставив на месте вытоптанную и обглоданную землю. Постепенно кончились молоко и сметана, а с ними и ушли наши последние сытые дни. Мы, дети, были сыты, мне Инкери 7 лет, Илмару 3 годика и Арне 2. Мы не знали и не представляли , что впереди нас ждет столько страданий , что поневоле сейчас начинаешь думать, что как только может человек остаться живым после такого ада. Как могут остаться живыми дети, которым еще , кроме того, чтобы выжить, нужно еще расти!..
...С наступлением холодов , наступал и голод. Уже в октябре вся деревня Янила (позже обрусевшее название Янино 2) была заполнена до предела воинскими частями, со всем хозяйством, беженцами, которые ввиду начала блокады не смогли выехать дальше. В нашем доме из трех комнат жили: своя семья из пяти человек, бабушка, 2 мамины сестры, 12 беженцев, была расположена санчасть, во дворе стояли лошади, под навесом склад боеприпасов. А на чердаке дома скрывался дядя Саша, мамин брат, который сколько я его помню, всегда скрывался...(28 марта 1942 года в день эвакуации семьи из Янино, его арестовали. Он сам вышел из своего укрытия - куда ему было деваться, скрываться больше негде, всех вывезли, документов нет, возраст воинский , он и сдался. С тех пор о нём ни слуху, ни духу....Или расстреляли ,или умер с голоду в Ленинградской тюрьме..)
...Пришёл декабрь 1941 года...Морозы ударили сильные..Чем могли отапливали нашу маленькую спальню, варили в круглой печи нехитрую еду. Дядя Саша мёрз на холодном чердаке. Мама на девятом месяце беременности не спала ночами - не покидали ни на секунду страх и жалость к брату, носила тайком угли в котелке на чердак, чтобы дядя мог хоть чуточку согреться. Еду тоже носила тайком , в любую минуту её мог остановить солдат или ещё кто из беженцев, выследить и донести властям. Роды у мамы начались в середине декабря, родила она в больнице в трёх километрах от дома, куда её на финских санях отвезли сестры-беглянки. Одну ночь после родов спали спокойно, на другую ночь больницу силком заняли солдаты, они мёрзли , голодали и не могли больше спать на холоде, ночевали даже под кроватями рожениц. После этой ночи мама с братиком на руках пришла домой. Прожил он всего 2 месяца...Почти сразу после родов маму забрали на заготовку дров в лес, ребенок оставался с нами. Бабушка кормила его чем могла, но кормить было нечем. У мамы пропало молоко и Эйнар, проплакав неделю,умер... Плакали все, всем было жаль,что такой кроха умер с голоду... Дядя Саша в своем логове на чердаке сделал голубой гробик, на крышке нарисовал черный крестик, туда и положили братика. Тетя Аня подмышкой несла гроб до кладбища, за гробом шли я и мама... подхоронили в могилу к знакомым...не смогли оставить гроб в снегу как делали многие....Где эта могила? не помню...мне было 7 лет..."
"...В полукилометре от нашего дома была позиция, так тогда называли воинскую часть. Она была там ещё до войны и полностью находилась под землей, то есть казармы, кухня, штаб и даже клуб были в земле в виде землянок. Кстати, в этом клубе я впервые в жизни смотрела кино, шла "Большая жизнь". Нас с бабушкой и табуреткой повёл в кино старшина, который квартировал у нас, добрейший дядя. От землянок чуть дальше, во рву стояли пушки дулами в сторону деревни и когда они стреляли, то снаряды пролетали над крышами домов. Но ко всему привыкаешь и даже к такому грохоту. Слушали и радовались, что стреляют наши , а не немцы..."
о жизни моей бабушки в блокадном Ленинграде написано в статье по ссылке ниже:
Продолжение следует... В следующей статье речь пойдет о жизни в Сибири, в эвакуации.
Спасибо,что прочитали! Буду рада подписке , лайкам и вашим комментариям)