В прошлой статье я обещала рассказать, как работать со стихотворениями, рассказами и сказками, если речь ребенка еще не активна. Для родителей говорунов этот материал тоже может быть полезен.
Вы решили прочитать ребенку сказку. Запланируйте время на чтение. Читайте спокойно и с выражением. Постарайтесь, интонациями передать образы героев, про лису читайте более звонким голосом, про медведя более басистым.
Все детские сказки, как, впрочем, все детские книги, очень хорошо иллюстрированы и чем меньше ребенок, тем больше в книгах иллюстраций-картинок. В процессе чтения останавливайтесь и обращайте внимание ребенка на эти картинки. Расскажите ребенку кто из героев сказки изображен на картинке, как он выглядит, что он делает. Ваш рассказ должен быть кратким и соответствовать тому отрывку из сказки, который вы только что прочитали. После объяснения можете попросить ребенка, показать героя, про которого вы только что ему рассказывали. Если ребенок ошибся, поправьте его и продолжайте читать.
Сказка прочитана. Вы можете подвести итог и еще раз напомнить ребенку, как называлась сказка, о чем она была. Дать описание, характеристику каждому герою. Лучше сделать это, еще раз разглядывая иллюстрации.
Хорошим подспорьем при знакомстве со сказками могут стать пазлы. После прочтения сказки, вы с ребенком можете собрать пазл с изображением уже знакомых героев. Еще раз героев охарактеризовать. Героев сказки можно и нарисовать, и раскрасить, и слепить, отталкивайтесь от возраста ребенка и от того, чем он больше любит заниматься.
Именно так, можно работать со сказками и рассказами. Осталось сказать несколько слов о стихотворениях. Независимо от того, может ребенок рассказать стихотворение или нет, читать их ребенку надо. Ребенок должен быть знаком и с такой формой произведений. Он должен знать, что с помощью рифмованных текстов, можно, например, учиться считать, можно делать под них зарядку и т.д. Во всем остальном работа со стихотворениями будет такой же, как и с рассказами, сказками.
Опираясь на вышесказанное, вы можете знакомить ребенка с детской литературой, а значит расширять его кругозор, увеличивать словарный запас и готовить ребенка к появлению связной речи.
Изображение на аватарке - из кладовых интернета.