Найти тему
Журнал "RRR"

Одного гринвошинга мало: другие изощренные тактики, которые компании используют в 2023 году

Оглавление

Изворотливость производителей и крупных энергетических компаний, чтобы выглядеть более «зелёными» в глазах общества, вынудили экспертов компании Planet Tracker придумать новые понятия для обозначения манипуляций. Получился небольшой словарик, который наряду с гринвошингом описывает новые стратегии по введению людей в заблуждение.

Гринкраудинг (Greencrowding) и пластиковые отходы

Greencrowding - это что-то вроде затесаться в определенной экогруппе и медленно-медленно выполнять политику устойчивого развития. Так, например, 65 компаний присоединились к глобальному Альянсу по ликвидации пластиковых отходов, цель которого «покончить с пластиковыми отходами и защитить планету».

Членами альянса являются нефтяные гиганты ExxonMobil и Shell, крупнейшие производители пластиковой упаковки, а также много всемирно известных производителей, включая PepsiCo. В то же время большинство участников дополнительно входит в Американский химический совет (ACC), лобирующий ослабление соглашения ООН о загрязнении пластиком. При этом постоянно раздаются обвинения в недостижении поставленных целей по сокращению загрязнения.

Эксперты отмечают, что эти институты сосредоточены на переработке и восстановлении пластика, а не на решении источника проблемы - производства.

"Зелёные " альянсы, в которые объединяются компании зачастую очень медленно движутся к поставленым целям или либо ведут неэффективную деятельность.
"Зелёные " альянсы, в которые объединяются компании зачастую очень медленно движутся к поставленым целям или либо ведут неэффективную деятельность.

Гринлайтинг (Greenlighting) или как автомобили хотят выглядеть экологичнее, чем есть на самом деле

Greenlighting в контексте Greenwashing — это когда компания отдельно выделяет экологичную особенность своих продуктов. Эта тактика направлена на то, чтобы отвлечь внимание от вредной деятельности, проводимой в другом месте. Это особенно распространено в автомобильной промышленности, где производители рекламируют достоинства своих электромобилей, которые часто составляют очень небольшую часть их производства. Например, автомобили с нулевым уровнем выбросов составили всего 0,2% от общего объема продаж Toyota в 2021 году — самая низкая доля среди 10 ведущих мировых производителей автомобилей.

Тем не менее, компания продвигает кампанию по устойчивому развитию «Beyond Zero» с такими заголовками, как «Будущее выглядит электрическим».

Гриншифтинг (Greenshifting )и как его использует, чтобы пристыдить потребителя?

Greenshifting — это когда компании намекают на то, что виноват потребитель, и перекладывают вину на него. Примером может служить кампания BP «Знай свой углеродный след».

Нефтяной гигант запустил углеродный калькулятор и предложил клиентам поделиться своими обещаниями по сокращению выбросов. «Первый шаг к сокращению выбросов — это знать, где вы находитесь», — говорится в одном посте.

В то же время BP потратила миллионы на рекламную кампанию о низкоуглеродной энергии и более чистом природном газе. На самом деле, по данным экологической благотворительной организации ClientEarth, более 96 процентов годовых расходов компании по-прежнему приходилось на нефть и газ.

Что такое гринмаркинг или greenlabeling?

Зеленая маркировка — это практика, когда маркетологи называют что-то зеленым или устойчивым, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что это вводит в заблуждение. Иногда продукты рекламируются в зеленой упаковке, с растительной символикой или вводящими в заблуждение формулировками, что заставляет потребителей делать вывод об их экологических качествах. В других случаях необоснованные утверждения делаются на этикетках или в рекламных объявлениях.

Именно за это в прошлом году была запрещена реклама cтирального порошка Persil, принадлежащего Unilever. Ролик на ТВ рекламировал новую формулу с пятновыводителем на растительной основе и призывал заботиться о планете. Однако управление по стандартам рекламы в Великобритании запретило рекламу, отметив, что бренд не смог обосновать свои экологические заявления о том, что новый продукт более устойчив, чем его предыдущая версия.

Что такое гринринсинг (Greenrinsing) и как его использует Coca-Cola?

Greenrinsing означает, что компания часто меняет свои цели ESG до того, как они будут достигнуты.

Когда производители сокращают или откладывают достижение экологических целей, это вызывает подозрения относительно того, действительно ли они пытаются их достичь или просто используют их в качестве маркетинговой уловки. В качестве примера Planet Tracker предлагает один из крупнейших в мире загрязнителей пластика. Coca-Cola в период с 2020 по 2022 год снизила свою цель по использованию переработанных упаковочных материалов с 50% к 2030 году до 25%.

Производитель газировки постоянно меняет свои экоцели, при этом ещё ни разу не достигнув ни одной.
Производитель газировки постоянно меняет свои экоцели, при этом ещё ни разу не достигнув ни одной.

Гринхашинг (Greenhushing) или излишняя скромность

Greenhushing — это когда организации намеренно занижают или скрывают свои данные от всеобщего обозрения, чтобы избежать проверки.

Фирмы, занимающиеся гринхашингом, могут скрываться под маской «тихой добросовестности» — борются за правое дело, не крича об этом. Тем не менее, оставаясь расплывчатыми, они могут создавать впечатление, что они более зеленые, чем они есть на самом деле. В последние месяцы в этом обвиняли финансовые компании Blackrock и HSBC, которые продвигали экологические и социальные факторы, но не были нацелены на устойчивый результат.

Эксперты подозревают, что компании занижают свои показатели по устойчивому развитию, опасаясь, что у них будут запрашивать новые объемы данных, а также некоторых отпугивают нормативные расходы на подтверждение «зелёных» сертификатов.