Найти тему

Как писать сильные стихи

Оглавление

Во время прямого эфира в группе "Искусство сильных текстов" я предложила подписчикам присылать мне короткие тексты для публичного разбора, чтобы и сами авторы смогли усилить тексты, и другие участники сообщества смогли повысить мастерство, замечая общие недостатки в своих текстах. Несколько авторов сразу откликнулись, и это были поэты. Сегодня я хочу с вами поговорить о поэзии и о том, как редактировать свои стихи.

Два главных инструмента поэзии

История развития поэзии восходит к обрядам и ритуалам. В древности избранные люди складывали слова особым образом с целью оказать влияние на окружающий мир. Так, например, работали шаманские практики, когда шаман под ритм бубна мог обращаться к силам природы. Отчасти поэзия так и осталась шаманством.

Два основных инструмента поэзии - ритм и рифма. Есть множество известных простых типов стихосложения, как ямб и хорей, есть верлибр, белый стих, где рифма имеет меньшую значимость. Но в целом именно ритм делает поэзию поэзией.

Как нарушение ритма ослабляет стихи

С огромной благодарностью автору этих строк хочу показать, как нарушения ритма ослабляют поэзию. К слову, энергии в стихах этого автора очень много! А вот гармонии недостаточно. Но гармония - это технический аспект. Проще гармонизировать имеющуюся энергию, чем заполнять энергией механическую рифмовку.

Какая боль пронзит мне сердце,

Когда отчаяние вокруг заговорит.

По жизни, как по кровавой карте

Пройдёшься ты, о иезуит!

Первая строка написана ямбом. Ямб - стихотворный размер с ударением на втором слоге и на чётных слогах. В первой строке обычно бывает 9 слогов, во второй - 8.

б у б у б у б у б - вот ритм первой строки, где б - безударный слог, а у - ударный.

Теперь попробуем составить схему второй строки.

б у б у б б б б у б б б у - и это уже не ямб.

Третья строка не похожа ни на первую, ни на вторую, а четвёртая - классический ямб.

Первая рекомендация автору - тщательно проверить ритмический рисунок и вернуть вторую и третью строку к ритму ямба.

Что такое рифма, и как правильно рифмовать

Второй инструмент поэзии - рифма. Рифмоваться могут первая и вторая строки или первая и третья. В этой строфе рифма есть во второй и четвёртой строке, а первая и третья строка не срифмовались: "заговорит" и "карте" не созвучны.

Я не стала публиковать всё стихотворение, потому что принципы редактирования могу показать на примере одной строфы. Если в стихотворении несколько строф с нарушенным ритмом и отсутствием рифмы, это перестаёт быть поэзией.

Что такое стиль, и нужно ли подражать другим поэтам

Важно заметить, что стихотворение носит подражательный (в хорошем смысле) характер и отсылает читателя к образцам поэзии 19 века. В тексте этого стихотворения есть понятия, которые характерны для быта и мировоззрения прошлого. Например, обращение "о иезуит" не характерно для современной речи.

Мне самой очень нравится подражательная манера, и я тоже писала стихи в стиле поэтов 18-19 веков. Написала даже целую поэму, подражая неизвестному автору поэмы "Лука Мудищев". Мне понадобилось несколько месяцев, чтобы изучить историю этого произведения, проникнуться его стилистикой и энергией.

Я не предлагаю равняться на меня и делать, как я. Просто хочу заметить, что подражание - очень полезная практика. Многие поэты, проходя через подражание, оттачивали свой стиль. Но для меня как для профессионального поэта важно заметить, что настоящая поэзия - это когда по первым строфам можно узнать автора, как по подписи на документах. Вот к этому, как мне кажется, важно стремиться, если вы пишете стихи

Мой вариант редактирования

Чтобы не быть голословной, хочу показать, как бы я могла отредактировать эту строфу.

Какая боль пронзит, как пуля,

Когда отчаяние - вокруг?

И вынести тогда смогу ли

Я твой кровавый шаг, мой друг?

Поскольку я не могу влезть в душу автора и не знаю, что произошло, и какая боль побудила написать эти стихи, я отредактировала, примеряя энергию на себя. Но это мои стихи и моя энергия. Поэтому предлагаю авторам самим "шаманить" внутри своих стихов, оставляя в них следы своей энергии и своей судьбы. Я могу только подсказать, что поправить. Присылайте свои работы! Помогу!

P.S. Возможно, вы тоже упражняетесь в поэзии, и вам нравится играть с ритмами и рифмами. Если у вас есть свои варианты редактирования этой строфы, с интересом прочитаю! Пишите свои варианты в комментариях!

Если вам интересна тема словесного творчества, добро пожаловать в мою открытую группу "ИСКУССТВО СИЛЬНЫХ ТЕКСТОВ"!