Найти тему
Белинка. О книгах

Уральская богема в «Русской зиме» Романа Сенчина

Писатели – страшные люди: когда находишься рядом с ними, того и гляди – попадёшь в историю (печатную). Это я к тому, что мне, как человеку, знакомому с культурным контекстом Екатеринбурга, сложно было читать «Русскую зиму» Романа Сенчина, действие которой в основном в нашем городе и происходит. Слишком многое узнаваемо. Многие. Некоторые персонажи и фигурируют под своими именами, например, поэт Костя Комаров, Николай Владимирович (Николай Коляда), питерский прозаик Даниэль Орлов, приезжавший, кстати, однажды на Книжный фестиваль в Белинку.

Чисто художественное восприятие то и дело заслонял нездоровый интерес, с которым проглядываешь таблоиды. Да и имена главных героев – известного писателя Олега Свечина, который «пишет такие же угрюмые, как сам, повести и рассказы о потерявшихся в бытовухе», и успешного драматурга Серафимы Булатович, которую «все знают, уважают, хвалят, приглашают, чьи пьесы ставят», – достаточно прозрачны. От имени последней, точнее, с её точки зрения, повествование и ведётся. И весьма правдоподобно, что отмечали и критики, и искушённые читательницы-женщины. Вообще, «ху есть ху», т. е. кто послужил прототипом тому или иному персонажу, угадывается с первой приведённой реплики этого персонажа, что есть безусловное свидетельство писательского мастерства автора. Хотя в плане жанра «Русская зима» тяготеет к «роману с ключом», сатирические интенции у автора в ней особо не прослеживаются (разве что по отношению к себе), с прототипами обошлись достаточно бережно.

История Серафимы Булатович – не столько история успеха или очередная версия «селф-мейд вумен» из провинции, это, в первую очередь, история любви, достаточно откровенный рассказ о том, как тяжело найти своего человека, будь ты хоть тысячу раз лауреат. Реалии непростой юности успешного ныне драматурга, пришедшейся на конец 90-х – начало 2000-х (путешествия автостопом, музыкальные и студенческие тусовки, мучительные поиски себя, любви и жизненных ориентиров) во многом типичны для её поколения. Здесь и проходит демаркационная линия, превращающая конкретное и отдельное лицо в верно схваченный и точно очерченный типаж. В каком-то смысле обобщённый портрет целой генерации.

По ходу чтения, перебирая аналоги, я вспоминала не «Алмазный мой венец» Катаева или «Таинственную страсть» Аксёнова, но «Исповедь сына века» Мюссе, с поправкой на русскую зиму, разумеется. Поменяв сына на дочь, Сенчин не только диагностирует и живописует в повести «болезни» своего времени (куда ж без этого), но и даёт некую позитивную программу: крепкий брак по любви, дети, труд (в данном случае – писательский). Кода «Русской зимы» – свадьба главных героев, проходящая на турбазе, где над женихом и невестой висит белое полотно со словами из песни Башлачёва:

«Любовь — это то,

В чем я прав и неправ,

И только любовь

Дает мне на это права».

А свадебный танец проходит под Гребенщикова:

«Ты нужна мне...

Ну что еще?

Ты нужна мне...

Это всё, что мне отпущено знать.

Утро не разбудит меня,

Ночь не прикажет мне спать.

И разве я поверю в то, что это может кончиться

Вместе с сердцем?

Ты нужна мне...»

Кроме прочего, как местному человеку, мне было интересно наблюдать за топонимикой Екатеринбурга. Придётся, например, вдумчиво посидеть в ресторане «Подкова» на Плотинке, где под фирменную хреновуху то и дело обсуждают свою жизнь герои «Русской зимы». Белинка только раз устраивала там обед для писателя Леонида Юзефовича, и детали уже подзабылись.

На фото, сделанном на крыльце родной библиотеки этим летом во время очередной сессии литературно-критической премии «Неистовый Виссарион», тоже писатели и поэты. Слева направо: Екатерина Симонова, Роман Сенчин, Дмитрий Данилов, Леонид Быков, Евгений Иванов. Страшновато около них (как бы не попасть в историю (печатную)), но очень интересно.

-2

Книга в библиотеке: Сенчин Р. В. Русская зима : повести. — Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021 (макет 2022). — 444, [2] с. ; 21 см. — (Новая русская классика). Шифр 84(2=411.2)6-4; Авторский знак С316; Инв. номер 2438363-КХ(А)

Автор рецензии: писатель, критик, зав. отделом культмассовых коммуникаций Библиотеки Белинского Елена Соловьева.

******

Если понравилась публикация – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Здесь мы читаем хорошие книги и делимся впечатлениями. А жителей и гостей Екатеринбурга ждём в библиотеке Белинского.