(непереводимая игра слов ©, вульгаризм, употребляется для выражения крайнего изумления)
27 января президент поручил правительству "Обеспечить повышение в 2023 году минимального размера оплаты труда с опережением темпов роста инфляции и роста среднемесячной заработной платы в стране в 2023 году".
То есть, не прошло еще и месяца, как МРОТ повысили в регулярном режиме, а уже готовимся к внеочередному повышению. Зачем и почему? Разберемся.
Прогноз по темпам роста инфляции в 2023 году (единственный официальный от Минэкономразвития) – 5,5%, по темпам роста среднемесячной заработной платы – 7,7%. Таким образом, для того, чтобы обеспечить повышение МРОТ с опережением к этим двум показателям, поднимать его нужно, как минимум, еще на 8-10%. Предложения правительство должно представить к 1 июля.
В конце мая 2022 года президент уже незапланированно повысил МРОТ (а вместе с ним еще и прожиточный минимум и пенсии неработающим пенсионерам) на 10%. Тогда это было вызвано резким всплеском инфляции, который «съел» регулярное повышение МРОТ, прожиточного минимума и пенсий, которое происходит в начале года. Потому что индексируются они все очень интересно.
Закон об индексации всех этих выплат принимается в декабре, а само повышение происходит с 1 января. Разумеется, дополнительные расходы на такую индексацию заранее закладываются в бюджет следующего года (и в бюджеты еще двух следующих за ним лет – потому что у нас трехлетнее бюджетное планирование). Но в середине декабря год ведь еще не закончился, и полных данных за этот год еще нет, они будут только в начале следующего. А в июле, когда верстали бюджет следующего года, данных не было даже за полгода. Поэтому индексация рассчитывается по величине инфляции не текущего года, а предыдущего. Например, индексация на 2023 год рассчитывалась не по величине инфляции 2022, а по величине инфляции 2021 года. В условиях, когда уровень инфляции остается стабильным или снижается, такой подход работает хорошо. А вот когда растет, да еще и так, как это случилось в 2022… методику расчета приходится менять. И ее поменяли.
Хотя перед этим ее поменяли годом раньше – в 2021 году величина МРОТ впервые рассчитывалась как 42% от медианной заработной платы за предыдущий (2019, а вовсе не за 2020!) год. Но проблема в том, что в следующем году МРОТ не может быть ниже, чем в предыдущем, а в 2022 медианная зарплата начала снижаться. Вот и пришлось правительству экстренно придумывать новую методику, а президенту объявлять о внеочередном повышении. Все дело в том, что с некоторых пор именно МРОТ стал ключевым фактором борьбы с бедностью.
До 2018 года МРОТ вообще был ниже прожиточного минимума (в 2017 МРОТ 7500 рублей в первом полугодии и 7800 рублей во втором, а прожиточный минимум – 10524 рубля). В январе 2018 года значение МРОТ увеличилось до 9 489 рублей, а с 01.05.2018 - до 11 163 рублей. При этом прожиточный минимум в 2018 году был зафиксирован на уровне 11160 рублей для трудоспособного гражданина (10328 рублей на душу населения). С тех пор МРОТ стал больше прожиточного минимума. Вся эта история случилась потому, что к 2016 году стало ясно, что постоянное (с 2013 года) сокращение реальных доходов населения – это тренд, который не получается переломить за счет роста зарплат в коммерческом секторе, нужно подключать бюджетников и социальные выплаты. То есть, за счет опережающих темпов роста МРОТ правительство пыталось сократить уровень бедности. Именно поэтому МРОТ и должен расти быстрее инфляции и быстрее темпов роста среднемесячной зарплаты.
Сколько вешать в граммах?
Когда в мае 2022 на заседании Госсовета Президент объявил о повышении МРОТ, прожиточного минимума и пенсий, министр финансов объяснил, что в 2022 году на это потребуется около 600 миллиардов рублей дополнительно (не предусмотренных бюджетом), а в 2023 – еще около 1 трлн рублей. Этот триллион бюджетом 2023 года уже предусмотрен, а вот насчет дополнительных средств, которые потребуются для внепланового повышения МРОТ с июля, неизвестно. Можно только предположить, что МРОТ не будут повышать без внепланового повышения прожиточного минимума и пенсий – точно как в прошлом году. И значит, на это снова потребуется около 600 млрд рублей. При этом весь федеральный бюджет составляет в 2023 году около 29 трлн рублей, из которых процентов 40 в общей сложности пойдут на оборону и безопасность, а плановый дефицит бюджета должен составить 2% ВВП (почти 3 трлн рублей). В реальности все ожидают, что дефицит превысит 5 трлн рублей. Так с чего же гуляем? Откуда такая необъяснимая щедрость, и почему президент и правительство раздают бюджетные деньги направо и налево?
Выборы, выборы…
Да, да, если кто забыл, в 2024 году у нас президентские выборы. А предвыборный год, по традиции, богат всякими «подарками». Ну как тут не поддержать самые бедные (и самые многочисленные) категории населения – бюджетников и пенсионеров? Вероятно, грядущее внеплановое повышение МРОТ (а также прожиточного минимума и пенсий) – это только начало грандиозного аттракциона невиданной щедрости: на очереди – детские пособия и многочисленные программы поддержки всех и вся. И все-таки, выборы – вполне очевидная, но не главная причина этого поручения президента.
Запоздалый вертолет
Президент и правительство гораздо больше, чем грядущими выборами, озабочены спадом покупательской активности населения: оборот розничной торговли в 2022 году упал на 10% (продовольственные товары провалились меньше, чем непродовольственные). Прогноз Минэка предусматривал, что в 2023 году рост покупательской активности населения не просто восстановится, но и станет главным драйвером роста всей экономики. Но динамика предновогодних продаж и января указывают на дальнейший спад: население всерьез намерено экономить. Но доходы падают не так сильно – всего на 3,5%. При этом граждане не столько экономят, сколько больше сберегают: только золота в 2022 году они купили 50 тонн - в 10 раз больше, чем в 2021 году.
Правительству крайне важно переломить эту тенденцию, и единственный инструмент, которым оно располагает, это повышение МРОТ, прожиточного уровня и пенсий. Классические вертолетные деньги! Только во всех развитых экономиках государство их раздавало во время пандемии, а у нас настало время только сейчас. Но в прошлом году внеочередное повышение привело всего лишь к краткосрочному оживлению покупок в середине года. Сложно ожидать, что такой слабый импульс сможет развернуть такой мощный тренд на сберегательное поведение покупателей. Но к середине года уже будет понятно, как развиваются события, и тогда мы можем увидеть гораздо более агрессивное повышение МРОТ, чем оно видится нам сейчас.
А пока суд да дело, будем надеяться, что уровень бедности все же удастся хоть немного сократить – пусть и таким экзотическим способом. Но лучше все-таки по старинке, за счет роста зарплат и доходов в рыночном секторе – так оно надежнее.