Найти тему
ЮФУ | SFEDU

Философ, фотограф и агроном: как правильно читать Михаила Пришвина

4 февраля исполняется 150 лет со дня рождения Михаила Пришвина — писателя, чьё имя у всех ассоциируется с прозой о природе.

Но как этот литературный пейзажист и «светописец», как говорили о нём современники, вписывался в культурно-исторический континуум раннесоветского искусства? Рассказывает кандидат философских наук Южного федерального университета Олег Иванов.

Кандидат философских наук Южного федерального университета Олег Иванов
Кандидат философских наук Южного федерального университета Олег Иванов

Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года в Орловской губернии, в имении, принадлежавшем ранее его дедушке, очень богатому, знатному купцу-старообрядцу. От отца, заядлого игрока на скачках и страстного охотника, Михаил унаследовал любовь к природе. К сожалению, свой конный завод, Пришвин-старший проиграл на ставках, а вскоре, настигнутый параличом, умер и оставил на жену пятерых детей. От матери писатель перенял силу духа и стойкость.

Начальное образование хулиган Миша получил в простой деревенской школе, а затем несколько раз оставался на второй год в Елецкой классической гимназии, пока его не отчислили за дерзость и ссору с педагогом. Учитель, фигурирующий в дневниках Пришвина под прозвищем «козёл» — это тогда ещё 30-летний и только набирающий популярность философ Василий Розанов. По мере взросления Пришвина они с Розановым станут из злейших врагов лучшими друзьями.

-3

Доцент кафедры теории и истории мировой литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Олег Иванов рассказал, что их мировоззренческий диалог протянулся через всю жизнь.

«Отношение Пришвина к Розанову заслуживает целой книги. Начиная с гимназического возраста и до последних дней своей жизни Пришвин был в поле Розанова по кардинальным вопросам бытия, веры, искусства. Его отношение к русскому философу менялось в зависимости от угла зрения обоих на те или иные аспекты жизни. И несмотря на все их расхождения во взглядах, обоих объединяет вера в торжество тех нравственных начал, которыми только и живы люди», — отметил Олег Иванов.

Даже своё место в литературе Пришвин сам определил так: «Розанов — послесловие русской литературы, я — бесплатное приложение. И всё…». Правда здесь прозаик говорит скорее о том равновесии между декадентами, символистами и реалистами, в котором он жил до Революции, не присоединяясь ни к одной литературной школе.

«Пришвин считал своей главной жизненной задачей не начинать нечто новое, не задавать собственный тренд в литературе, а причаститься к уже существующему наследию и продолжить творчество самого мира», — объяснил Олег Иванов.

-4

Однако судьба Михаила Пришвина могла бы и не связать его с литературой. Сперва бездетный дядя – богатый купец – хотел оставить племяннику своё дело, но тот отказался. Затем, поступив в политехнический вуз в Риге, Пришвин увлёкся марксистским учением и вступил в кружок, за что на последнем курсе попал под следствие. Во время следствия он год провел в одиночной камере. Выйдя на свободу, он тут же уехал за рубеж, в Лейпциг. Там он стал дипломированным агрономом, и вернувшись на Родину, несколько лет работал по профессии, написав самый развернутый по тем временам научный труд о картофеле. В это время он женился и обзавелся тремя детьми.

Первый небольшой рассказ Михаила Пришвина «Сашок», не имевший отношения к овощам и фруктам, был напечатан в периодическом издании «Родник» в 1906 году. Услышав положительные отзывы, Пришвин оставил сельское хозяйство и устроился на работу сразу в несколько газет. Заинтересовавшись этнографией и фольклором, он отправился в длительную поездку по северным регионам. Посетил Карелию, Норвегию. Именно в этих поездках он наблюдал за дикой природой, бытом, речью коренных народов, записывал сказки, другие формы фольклора как путевые очерки. Во время своей поездки он собрал 38 народных сказок, вошедших в сборник «Северные сказки».

-5

К 1917 году Пришвин уже был автором четырех книг, цикла рассказов, и трехтомного собрания сочинений. Он активно работал как журналист, в том числе военный корреспондент газет «Русские ведомости» и «Речь», как и его, к тому времени уже друг Розанов. Его книга «У стен града невидимого» – высоко отмечена Александром Блоком и Дмитрием Мережковским. А сочинения, выходившие в горьковском журнале «Знание», значительно расширили круг его читателей и включили Пришвина в новый литературный контекст писателей-знаньевцев: реалистов Шмелева, Куприна и Бунина.

«Из-за репутации человека отстраненного и всё время проводящего наедине с природой, трудно представить, что Михаил Пришвин входил в круг знакомств всех известных тогда литераторов, ещё труднее поверить, что у него были собственные яркие политические взгляды. Такой стереотип сложился, потому что Пришвин-писатель, чьи книги обычно определяются для чтения в юном возрасте, — это Пришвин-лирик, чуткий и тонкий художник. Критик Иванов-Разумник обозначил доминантой его творчества «великую литургию природы» и назвал Пришвина «призванным бардом светлого бога Великого Пана». Сам Пришвин называл эту свою роль «служением в скромной должности хранителя ризы земли», — рассказал Олег Иванов.

-6

В разные эпохи эта черта Пришвина будет называться и оцениваться по-разному. Поэтесса Зинаида Гиппиус назовёт его бесчеловечным писателем, и большинство советских критиков будут сурово отчитывать его за «бегство от живых людей» в Берендеево царство. А западные филологи, изучающие русский серебряный век, увидят в Пришвине «великого писателя-эколога».

«Однако, когда мы говорим о Пришвине исключительно как о певце русской природы, мы упускаем из виду его философию, его насыщенную биографию и его дневники, которые являются настоящей летописью первой половины XXвека», — добавил Олег Иванов.

С осени 1917 до весны 1918 года Пришвин был членом редакции газеты партии эсеров «Воля народа», публиковал в ней антибольшевистские статьи: очерк о Ленине под красноречивым названием «Убивец» освещает два ключевых момента Октябрьской революции. Во-первых, Пришвин приводит множество негативных оценок происходящего с точки зрения представителей разных сословий, разрушая стереотип о якобы всенародной поддержке революции. Во-вторых, Пришвин раскрывает «верхушечный» характер большевистского переворота как политической авантюры. Писатель был арестован и полгода находился в пересыльной тюрьме.

«Можно теперь сказать так: старая государственная власть была делом зверя во имя Божие, новая власть является делом того же зверя во имя Человека. Насилие над обществом совершается в одинаковой мере, только меняются принципы, имена: на скрижалях было написано слово «Бог», теперь «Человек», — пишет тогда Михаил Пришвин.

-7

В 1922 году Пришвин написал частично автобиографическую повесть «Мирская чаша» и послал её на рецензию Льву Троцкому, в сопроводительном письме выразив надежду на то, что «советская власть должна иметь мужество дать существование целомудренно-эстетической повести, хотя бы она и колола глаза». Однако Троцкий ответил так: «Признаю за вещью крупные художественные достоинства, но с политической точки зрения она сплошь контрреволюционна». В итоге повесть была напечатана лишь почти через 60 лет.

«Февральскую революцию 1917 года писатель принял восторженно, Октябрьскую – негативно. Его отношение к советской власти было всегда неоднозначным, но к концу 1930-х годов идея сильного государства, возрождённой империи в итоге примирит Пришвина и Советский Союз уже со Сталиным во главе», — рассказал Олег Иванов.

Филолог ЮФУ привел подтверждающую этому цитату из дневников Пришвина: «Сталин — в высшей степени подходящий ко времени человек. Если, например, спросят, кого желаю Сталина или своего друга Иванова-Разумника, я скажу, конечно, Сталина, и не дай Бог Разумника». (Дневник, 8 января, 18 февраля 1940 года).

В 1930-х годах Пришвин купил фургон для путешествий по стране, который с любовью называл «Машенькой», вместе с сыновьями он превратил его в «дом на колесах», где был рабочий кабинет и фотолаборатория. На этом фургоне Пришвин и «въедет» в историю русской литературы: как чудаковатый писатель-этнограф в охотничьей шляпе, круглых очках и непременно в сопровождении охотничьей собаки — их в жизни Пришвина было очень много, только в рассказах фигурируют двенадцать. Он посещает Кавказ и Урал, Сибирь и Дальний Восток, пишет о жизни людей на лоне первозданной природы и привозит из путешествий потрясающие фотопленки.

Он фотографировал природу для иллюстрации своих книг, обращая внимания на детали, которые упустил, был профессиональный фотограф. Но Пришвин снимал не только пейзажи – например, он сделал фоторепортаж об уничтожении колоколов Лавры в Сергиевом Посаде. Его фотолаборатория и огромная фотогалерея сохранились в деревне Дунино, где после смерти прозаика появился музей.

«Всматриваясь в природу, постигая ее законы, Пришвин разгадывает устройство человека, призывает нас к более чуткому восприятию окружающего мира, самого космоса, продолжающего творение. Сам он писал: «После того я окончательно убедился, что герой может быть не только не героем, но даже и личность в нем необязательна: он может просто, как зайчик, выйти посидеть на терраску, а из-за этого произойдут события грандиознейшие. Так бывает!» Героем его произведений становится художественное слово Михаила Пришвина, которое позволяет нам посмотреть на мир, окружающий нас как на вселенную. Погружаясь в его текст, мы рассматриваем этот мир, включая человека, в мельчайших подробностях и в широких связях со всем, что в этом космосе есть, и понимаем, что такую возможность нам предоставляет слово. Оно настраивает на поиски смысла, а смысл дает силу видеть и знать нужное для созидания настоящего мира и настоящего человека, свободного человека», — подытожил Олег Иванов.

В годы Второй мировой войны 70-летний писатель уехал в эвакуацию в Ярославскую область. Любовь к флоре и фауне и там нашла применение: Пришвин защищал лес вокруг деревушки от уничтожения разработчиками торфа. В предпоследний год войны Михаил Пришвин приехал в столицу и опубликовал рассказ «Лесная капель».

В 1945 году вышла в свет самая известная книга Пришвина — былинная сказка «Кладовая солнца». По жанру она определена самим Пришвиным как сказка-быль. В ней повествуется о двух детях, осиротевших в военное время. Главная тема произведения – дружба и взаимовыручка.

По двум произведениям Пришвина сняты фильмы. Картина «Хижина старого Лувена» вышла в середине 1930-х, но до наших дней не сохранилась. А приключенческую драму «Ветер странствий» — экранизацию сказок «Корабельная чаща» и «Кладовая солнца» — зрители увидели на экране в 1978 году, после смерти Михаила Пришвина.

В последние годы жизни Пришвин, как и всегда, очень много трудился. Свое последнее произведение «Глаза змеи», напечатанным он уже не увидел. Оно было опубликовано через три года после его смерти, в 1957 году.

Доцент ЮФУ Олег Иванов назвал свою любимую выдержку из дневников Пришвина:

«Слова в любви бывают самые простые и о простых вещах... Но если начинаются слова изнутри, огненные, страстные, то это идет за счёт любви, и получается та самая песнь песней, которую мы слышим с незапамятных времён». (Дневник, 16 апреля 1928 года)