Найти тему
Первый Исторический

Проект Микояна МиГ-1.44. История российского сверхсекретного супер-истребителя пятого поколения

В 1990-х годах американцы знали о существовании проекта Микояна 1.44, хотя и не афишировали эту информацию. Это был первый российский истребитель пятого поколения, главный соперник стелс-истребителя F-22.

Картинка: https://acecombat.fandom.com/ru/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%93-1.44
Картинка: https://acecombat.fandom.com/ru/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%93-1.44

Советский Союз начал проектирование и строительство истребителей пятого поколения задолго до появления проекта ПАК ФА, который позже стал известен как Су-57.

В 1983 году ОКБ им. Микояна приступило к реализации "Программы комбинированных задач", направленной на максимальное повышение эффективности и разработку технологий, которые могли бы использоваться для всех классов самолетов. Исследовательский проект включал в себя двигатели, авионику и вооружение, а также тактико-технические задачи ВВС и ПВО. В 1987 году этот оборонный проект был утвержден, а в 1989 году был разработан предварительный проект тяжелого многоцелевого самолета, также известного как МиГ-1.44. Микоян заявил, что сочетание аэродинамики, вооружения и авионики МиГ-1.44 делает его превосходящим любой современный истребитель, включая американский F-22A.

Проект был остановлен в 1991 году после разразившегося политического кризиса. Затем за проект взялась Россия, и после всех усилий был завершен прототип, о чем было официально объявлено в январе 1999 года. Прототип совершил первый полет 29 февраля 2000 года. Но решение российского правительства в 2002 году в пользу проекта ПАК ФА, навсегда похоронило Миг 1.44. Единственный прототип хранится в Научно-исследовательском институте авиации имени Громова в подмосковном Жуковском.

Окончательные технические характеристики МиГ-1.44 до сих пор остаются в секрете. Согласно информации, опубликованной российскими СМИ, самолет был построен в виде одноместного двуххвостового многоцелевого ударного истребителя с дельтавидным крылом. Теоретически, он был оснащен самыми передовыми технологиями, обеспечивающими отличную скрытность и боевые возможности.

Картинка: https://infaobovsyom.fandom.com/ru/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%93_1.44
Картинка: https://infaobovsyom.fandom.com/ru/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%93_1.44

Производитель использовал в конструкции самолета материалы снижающие вес, в том числе алюминиево-литиевые сплавы в сочетании со сталью и титановыми сплавами, а также композитные материалы. Миг-1.44 имел собственный вес 18 тонн и максимальную взлетную массу 35 тонн. Другие основные характеристики включают длину 19 м, размах крыла 15 м и высоту 4,5 м.

Снаружи фюзеляж выглядит безупречно обтекаемым, а сам аэродинамический дизайн отличается от предыдущих советских самолетов. Одноместная кабина располагалась за маленьким носом, пилот сидел под цельностеклянным двухсекционным фонарем, обеспечивающим ему прекрасный обзор. Носовая часть фюзеляжа Миг-1.44 имела близко расположенные друг к другу канарды, что придавало самолету замечательную маневренность. Канарды имели стреловидность по передней кромке 58 градусов и имели заметные зубцы, которые облегчали воздушный поток над крыльями на больших углах атаки.

Основные крылья имели форму треугольника, стреловидность передней кромки составляла 52 градуса. Общая конструкция минимизировала площадь поверхности и уменьшила сопротивление, что позволило значительно улучшить эффективность полета и стелс-характеристики. Два прямоугольных воздухозаборника были расположены под кабиной пилота и выходили через соответствующие кольца сопел. Миг-1.44 не имел горизонтального хвостового оперения, как обычные самолеты, только пара вертикальных оперений была установлена в задней части каждого моторного отсека. Самолет имел трехколесную систему шасси, с одним двухколесным шасси в передней части и двумя одноколесными в задней.

МиГ-1.44 оснащался парой турбовентиляторных двигателей серии Люлька-Сатурн АЛ-41Ф с вектором тяги и развивающих мощность 176 кН, каждый с форсажной камерой. Это был первый в мире двигатель с векторной тягой. Благодаря этой передовой разработке МиГ-1.44 обладал сверхманевренностью, позволяющей самолету проворно маневрировать в небе, особенно при боковых перемещениях. Теоретически МиГ-1.44 мог развивать максимальную скорость 2 760 км/ч, что эквивалентно 2,24 Маха, дальность полета 4 000 км и предельный потолок в 17 000 м.

Картинка: https://topwar.ru/186603-kitaj-dokazal-zhiznesposobnost-proekta-mig-144-zapadnaja-pressa-o-zaimstvovanii-reshenij-nesostojavshegosja-istrebitelja-rossii.html
Картинка: https://topwar.ru/186603-kitaj-dokazal-zhiznesposobnost-proekta-mig-144-zapadnaja-pressa-o-zaimstvovanii-reshenij-nesostojavshegosja-istrebitelja-rossii.html

Истребитель был оборудован стеклянной кабиной и оснащен импульсно-доплеровским радаром. Радар Н014 с дальностью действия 420 км, обнаружением целей на расстоянии от 250 км до одного метра, был способен отслеживать до 40 целей и вести огонь по 20 из них. Радарная система имела пассивную антенную решетку с электронным сканированием, связанную с системой управления огнем.

Что касается вооружения, считается, что Миг-1.44 был разработан с внутренними отсеками для оружия, хотя демонстрационный образец был показан с внешними пилонами. Стандартным внутренним вооружением была одна 30-мм пушка Ижмаш серии ГШ-301 для ближнего боя с боекомплектом 250 патронов. Другие виды вооружения включали ракеты "воздух-воздух" Р-77, Р-73 и Р-37. Под крыльями также могли размещаться подвесные топливные баки (ПТБ).

В 2000 году прототип МиГ-1.44 совершил два полета, после чего проект был прекращен по неясным причинам. Согласно некоторым российским военным источникам, основной причиной замораживания проекта МиГ-1.44 стало то, что Москва сделала свой выбор в пользу другого стелс-истребителя пятого поколения. В частности, российские ВВС выбрали ПАК ФА для своей программы создания самолетов-неведимок.

Картинка: https://topwar.ru/186603-kitaj-dokazal-zhiznesposobnost-proekta-mig-144-zapadnaja-pressa-o-zaimstvovanii-reshenij-nesostojavshegosja-istrebitelja-rossii.html
Картинка: https://topwar.ru/186603-kitaj-dokazal-zhiznesposobnost-proekta-mig-144-zapadnaja-pressa-o-zaimstvovanii-reshenij-nesostojavshegosja-istrebitelja-rossii.html

Помимо вышеперечисленных оснований, по данным российских СМИ главной причиной того, что Москва охладела к истребителю МиГ-1.44 стало то, что в то время ограниченный бюджет не позволял России одновременно реализовывать две программы стелс-истребителей. Однако, что на самом деле стало виной, по которой программу МиГ-1.44 пришлось отложить, знают только сами российские военные.

В 2010 году Китай опубликовал первые изображения своих истребителей J-20, которые были практически идентичны МиГ-1.44. Некоторые военные аналитики считают, что китайский продукт пятого поколения J-20 черпал вдохновение именно в МиГ-1.44 или был создан на его основе и ссылаются на сходство в крыльях, хвостовой части и "утиноподобном" аэродинамическом дизайне.
На сегодняшний день J-20 поступил на вооружение китайских ВВС, в то время как МиГ-1.44 навсегда остался лишь экспериментальным образцом.