Найти тему
Время и календарь

Календарь ацтеков

Американский континент до появления там завоевателей из Европы был на всём своём протяжении, от мыса Горн и до Аляски, населён народами, которые у нас носят общее название индейцев. Считается, что количество национальностей, проживавших в Северной и Южной Америках, превышало тысячу, а общая их численность в 15 веке оценивается в диапазоне от нескольких десятков миллионов до 100 миллионов человек. Уничтоженные «цивилизованными» европейцами коренные народы американского континента, были различными по образу жизни. Некоторые вели племенной образ жизни, но были среди них и те, что создали собственные государства. К таковым относятся майя (Центральная Америка), инки (на западе Южной Америки) и ацтеки (Мексика).

Система календаря у ацтеков (как и у других коренных обитателей американского континента) обычно считается довольно запутанной. Трудности возникают по следующим причинам:

– Терминология и символика календаря сложны для запоминания и непривычны европейцу.

– Фактическое одновременное использование двух календарей (назовём их условно – «гражданский» и «религиозный»), связанных один с другим в единую конструкцию.

– Непривычность и неясность происхождения 20-дневной продолжительности «месяца» у ацтеков, а также путаная нумерация дней в «религиозном» календаре.

– Отсутствие полной ясности в вопросе установления точки отсчёта в годовом цикле и в порядковом счёте лет.

– Предположительно, иная философия времени у «индейцев», которые, судя по всему, воспринимали время, как цикличный процесс, в отличие от жителей Старого Света, которые представляют его себе скорее линейно.

Эти сложности легче преодолеваются, если рассматривать проблемы по порядку.

Собственно календарём, в нашем современном понимании, у ацтеков являлся только их «гражданский» календарь. Назывался он «шиупоуалли» (xiuhpohualli, что означало «счёт лет»).

Шиупоуалли – очень простой календарь. Год состоит из 18 периодов (можете называть их «месяцами», если хотите) по 20 дней каждый, плюс 5 добавочных дней. Итого – 365 дней в году. Известно, что ацтеки использовали для калибровки календаря наблюдение за гелиактическим восходом созвездия Плеяд (аналогично поступали египтяне, которые для той же цели использовали Сириус), а значит им легко было заметить, что год длится чуть больше, чем 365 дней. Следовательно какая-то система добавочных дней должна была у них существовать. Однако, практиковали ли ацтеки високосные годы или произвольно добавляли недостающее количество дней время от времени, точно неизвестно. Шиупоуалли, таким образом, является типичным солнечным календарём.

Неизвестно в точности, какой именно день ацтеки принимали за начало года. Добавочные дни приходились то ли на конец января то ли на конец февраля, если считать по григорианскому календарю. Исходя из этого, согласно приведённому в этой статье списку «месяцев», можно приблизительно с той же погрешностью определить, какому месяцу григорианского календаря соответствовал тот или иной 20-дневный период календаря ацтеков. «Месяцы» эти носят трудные для запоминания названия. Каждому «месяцу» соответствовал тот или иной обряд (обычно кровожадный, так как ацтеки практиковали человеческие жертвоприношения).

Предполагается что в календаре ацтеков возможно существовало также понятие, сходное с нашей неделей, продолжительностью в пять дней. Однако, полностью достоверных подтверждений этому, нет.

Деление дня на более короткие интервалы (вроде наших «часов») ацтеки, похоже, не знали.

Список «месяцев» в календаре ацтеков (с сопуствующими обрядами):

1. Атлькауало («прекращение воды»).

Жертвоприношение детей водным божествам.

2. Тлакашипеуалицтли («свежевание людей»).

Жертвоприношение воинов.

3. Тосостонтли («малое бдение»).

Жертвоприношение детей.

4. Уэйтосостли («большое бдение»).

Благословение новой кукурузы. Жертвоприношение девушки.

5. Тошкатль («засуха»).

Жертвоприношение персонификаций богов.

6. Эцалькуалистли (блюдо из кукурузы и фасоли)

Ритуальное удушение персонификаций водных божеств.

7. Текуилуитонтли («маленький пир господ»).

Жертвоприношение персонификаций богов.

8. Уэйтекуиутль («большой пир господ»).

Праздник богини молодой кукурузы.

9. Тлашочимако («рождение цветов»).

Все изображения богов украшаются цветочными гирляндами.

10. Шокотлуэци («падение плодов»)

Жертвоприношения богам огня (сожжение жертв).

11. Очпанистли («подметание дороги»).

Подметание домов и дорог.

12. Теотлеко («возвращение богов»).

Приветственные церемонии в честь возвращения богов на землю. Ритуальное опьянение, огненные жертвоприношения.

13. Тепеиуитль («пир холмов»).

Церемонии, посвящённые богам горных дождей. Человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм.

14. Кечолли («драгоценное перо»).

Пост и последующая ритуальная охота. Жертвоприношение добычи и ритуальный пир.

15. Панкецалистли («поднятие флага»).

Дома и плодовые деревья украшаются бумажными флагами. Массовые жертвоприношения.

16. Атемостли («нисхождение вод»).

Праздник в честь водных богов. Жертвоприношение детей и рабов.

17. Тититль («вытягивание»).

Магические ритуалы для вызывания дождя.

18. Искалли («воскрешение»).

Сооружение фигур богов из теста. Пир.

+ Немонтеми («пустые дни»).

Каждый день в 20-дневном цикле также имел своё индивидуальное название (чаще всего обозначавшее животное) и соответствующий символ. 5 добавочных дней оставались «безымянными».

1-й день. Сипактли (Крокодил).

2-й день. Ээкатль (Ветер).

3-й день. Калли (Дом).

4-й день. Куэцпалин (Ящерица).

5-й день. Коатль (Змея).

6-й день. Микистли (Череп).

7-й день. Масатль (Олень).

8-й день. Точтли (Кролик).

9-й день. Атль (Вода).

10-й день. Ицкинтли (Собака).

11-й день. Осоматли (Обезьяна).

12-й день. Малиналли (Трава).

13-й день. Акатль (Тростник).

14-й день. Оцелотль (Ягуар).

15-й день. Каутли (Орёл).

16-й день. Коскакаутли (Стервятник).

17-й день. Олин (Движение).

18-й день. Текпатль (Кремень).

19-й день. Киауитль (Дождь).

20-й день. Шочитль (Цветок).

Вот собственно и весь календарь. Ничего сложного, кроме количества терминов. Нам, разумеется, кажется более простым пронумеровать дни месяца, чем называть каждый день по-своему – «ягуаром», «орлом» или ещё как нибудь. Хотя, с другой стороны, ацтек мог бы испытать ещё большие затруднения при знакомстве с нашим календарём, в котором месяцы имеют различную продолжительность, а также существуют дни недели, каждый из которых носит своё индивидуальное название.

Сложности с календарём ацтеков начинаются, когда выяснится, что кроме 365-дневного цикла шиупоуалли, который собственно только и можно считать календарём в нашем понимании, ацтеки практиковали также 260-дневный цикл под названием «тональпоуалли» (tōnalpōhualli — «счёт дней»). Тональпоуалли имел религиозно-культовое значение. Счёт дней в тональпоуалли объективно не сложный, но базируется на несколько извращённом математическом подходе, который сбивает с толку и способен вызвать головную боль. Кроме того, два календаря, «религиозный» и «гражданский», соединены один с другим и «синхронизированы» на основе 52-хгодичного цикла. В формат одной статьи все эти вопросы просто не помещаются и требуют отдельного рассмотрения. Поэтому – продолжение следует.

© 2023

-2
Французский революционный календарь
Время и календарь6 января 2023
Летоисчисление «От Рождества Христова»
Время и календарь14 января 2023
Шумерский календарь
Время и календарь6 декабря 2022

#время #календарь #хронология #пространствавремени #книги #литература #история #наука #техника #искусство #культура #вселенная #time #calendar #chronology #spacesoftime #books #science #technology #culture #universe #календарьацтеков #майя #инки #ацтеки

Ссылки:

https://en.wikipedia.org/wiki/Mesoamerican_calendars

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ацтекский_календарь

https://old.bigenc.ru/world_history/text/1843048

Литература:

Вай­ян Дж. Ис­то­рия ац­те­ков. 1949.

Талах В.Н., Куприенко С.А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (ацтеков) и инков. 2013.

Хассиг Р. Время, история и религия у ацтеков и в колониальной Мексике. 2001

Bricker, Harvey M., Victoria R. Bricker. Correlation of Calendars. 2001.

Caso, Alfonso. Calendrical Systems of Central Mexico. 1971.

Coe, Michael D. The Maya. Ancient peoples and places series. 1987.

Edmonson, Munro S. The Book of the Year: Middle American Calendrical Systems. 1988.

Hassig, Ross. Time, History, and Belief in Aztec and Colonial Mexico. 2001

John S. Justeson, Terrence Kaufman. "Mesoamerican Calendars". 2001.

Kettunen, Harri; Christophe Helmke. Introduction to Maya Hieroglyphs. 2005.

Marcus, Joyce. Mesoamerican Writing Systems: Propaganda, Myth, and History in Four Ancient Civilizations.1992.

Milbrath, Susan. Calendar Wheels. 2001.

Miles, Susanna W. An Analysis of the Modern Middle American Calendars: A Study in Conservation. 1952.