Найти тему
VIKENT.RU

Уровни / пласты анализа художественных произведений по Ю.Б. Бореву

Оглавление

Данная статья относится к Категории ⚙ Системный анализ

1. Изображение от Freepik
1. Изображение от Freepik

«Метод анализа художественного процесса исходит из теоретического видения своего предмета и прежде всего должен включать в себя инструменты, помогающие определить особенности художественного направления и принадлежность к нему той или иной группы произведений. Чтобы решить эту задачу, следует прежде всего выявить пласты, в которых запечатлевается художественная концепция произведения.

Этих пластов восемь, в каждом из них выявляется определенный тип взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами.

Первый пласт («я – я») – внутренние коммуникации, внутренние взаимодействия личности, определяемые противоречиями её природного генотипа и совести, культурных табу, подсознания и сознания, «нецензурированного» сознания и социальных норм и т. д. Этот пласт в произведении раскрывает «диалектику души», поток сознания и является главным носителем философско-психологической проблематики: каковы границы моего «я», в чём мои отличия и сходства с другими, кто есть я и в чем мое назначение? В этом пласте произведения осуществляется художественное самосознание человеком себя как личности.

Второй пласт («я – ты») – коммуникации человека с другим человеком. Этот пласт – главный носитель нравственной проблематики.

Третий пласт («я – мы») – социальные планы общения и взаимодействия личности с социальной средой, классом, нацией, народом, государством, обществом. Этот пласт в произведении является главным носителем социально-политической и правовой проблематики.

2. Изображение от Freepik
2. Изображение от Freepik

Четвёртый пласт («я – мы все») – отношения человека с человечеством и историей. Этот пласт – главный носитель философии истории, социально-философских, гуманитарных проблем.

Пятый пласт («я – всё») – личность и природная среда, её окружающая. Этот пласт – главный носитель естественнонаучных и натурфилософских проблем.

Шестой пласт («я – всё созданное нами») – личность и рукотворная, «вторая» природа. Этот пласт – главный носитель социо– натурфилософских проблем: руссоизм, урбанизм, экологические вопросы и т. д.

Седьмой пласт («я – всё созданное нами в сфере духа») – человек и созданная им духовная культура. Этот пласт – носитель культурологических и герменевтических проблем.

Приемы / принципы герменевтики по Ю.Б. Бореву
VIKENT.RU28 февраля 2023

Восьмой пласт («я – всеобщее») – человек и мироздание. Этот пласт в произведении является главным носителем религиозной или глобальной метафизической проблематики: что есть мир и каков он, в чем смысл жизни и что такое смерть, что такое человек в его отношении ко Вселенной?

Художественное произведение создаёт художественный мир – модель реальности. Художественный мир смыслонагружен, концептуально насыщен. Художественная концепция определяется сочетанием непластических идей и идей, запечатленных в пластике произведения.

3. Изображение от Freepik
3. Изображение от Freepik

Последние включают в себя все или несколько из восьми возможных концептуальных пластов, и общая художественная концепция произведения зависит от

  1. наличия или отсутствия каждого из восьми возможных пластов;
  2. иерархического расположения всех наличных концептуальных пластов (какие из них ведущие и доминирующие, какие соподчинённые);
  3. авторской трактовки (идейного наполнения) каждого из наличных концептуальных пластов;
  4. изменения смысла, значения и иерархической расположенности концептуальных пластов в ходе изменения историко-культурного контекста и историко-рецептивного поля. Первые три параметра определяют устойчивость смыслового ядра произведения при всей исторической подвижности его смысла.

Тем самым выявляется типологическая принадлежность данного произведения к тому или иному художественному направлению. Четвёртый момент определяет характер восприятия смысла и значения произведения в новую эпоху. Художественные произведения, принадлежащие к данному художественному направлению, всегда имеют сходство по всем вышеуказанным параметрам, то есть имеют инвариантную художественную концепцию, выраженную через схожую структуру художественно-концептуальных пластов».

Борев Ю.Б. Эстетика, М. «Политиздат», 1988 г. с. 470-471.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист VIKENT.RU из 13-ти видео:

УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: НОВЫЕ ТЕМЫ & СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ

Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом

+ Ваши дополнительные возможности:

Воскресным вечером 05 марта 2023 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT.RU пройдёт онлайн-лекция № 305:

ИСТОРИЯ и РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

Также идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT.RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Изображение от Freepik
  2. Изображение от Freepik
  3. Изображение от Freepik

#vikent_ru #эстетика #литературоведение #десятилетиенауки #созданиежанра #сюжет #сеттинг #нарратив #изобретениеречи #уровнипознания #cистемныйанализ