Найти тему

10. Путь к китайскому ОБТ. Задание 122. Часть 1: Конфликт с СССР и первые пробы. Танки 122,1221,704

Задание 121 завершилось не тем чем ожидалось. Проект пришлось сильно упростить. Отказались от нового шасси, отказались от нового двигателя. И даже большие надежды на принятую гладкоствольную 100мм пушку оказались завышенными и армия отказалась от неё через какой-то время. Получившийся Тип69 был технологически лучше чем Тип59, но в целом оставался тем же танком.

Попытки создать передовой танк не уступающий, а где-то даже превосходящий зарубежные образцы (на самом деле противником был только СССР) сформулировались в задании 122. Танк должен был иметь новую компоновку с новым двигателем, передовое оборудование и получить 120мм орудие.

Что именно пытались предложить китайские инженеры не известно, но меньше чем через год после начала работ произошел пограничный конфликт с СССР в марте 1969 года в итоге которого китайцам удалось заполучить советский танк Т-62.

Т-62 на Дальнем Востоке во время конфликта на Даманском, 1969 г
Т-62 на Дальнем Востоке во время конфликта на Даманском, 1969 г
Танк был подбит китайцами из ручных гранатометов, после чего его обстреляли советские артиллеристы и он провалился под лед. Через какое-то время китайцам удалось его вытащить и утащить на свою территорию.
Танк был подбит китайцами из ручных гранатометов, после чего его обстреляли советские артиллеристы и он провалился под лед. Через какое-то время китайцам удалось его вытащить и утащить на свою территорию.
В течении нескольких недель китайцы устраивали засады на советских пограничников на территории острова. После установки укреплений на острове и расстреле группы пограничников было решено выбить китайцев с занятой территории. Использовалась группа из 3-4 танка т-62 при поддержке пехоты. Один из танков, под командованием полковника Д. Леонова, был обездвижен на льду у китайского берега. После того как выяснилось, что отход был провокацией и на границе стоят более 10 тысяч китайский военных, командующий дальневосточным округом Олег Александрович Лосик приказал применить РСЗО Град чем мгновенно закрыл вопрос о территориальных претензий.
В течении нескольких недель китайцы устраивали засады на советских пограничников на территории острова. После установки укреплений на острове и расстреле группы пограничников было решено выбить китайцев с занятой территории. Использовалась группа из 3-4 танка т-62 при поддержке пехоты. Один из танков, под командованием полковника Д. Леонова, был обездвижен на льду у китайского берега. После того как выяснилось, что отход был провокацией и на границе стоят более 10 тысяч китайский военных, командующий дальневосточным округом Олег Александрович Лосик приказал применить РСЗО Град чем мгновенно закрыл вопрос о территориальных претензий.
Остров Даманский, ныне Чжэньбао дао. После распада СССР, в 1991г, был инициирован процесс передачи острова Китаю. В нулевых годах остров был окончательно отдан Китаю без каких-либо компенсаций.
Остров Даманский, ныне Чжэньбао дао. После распада СССР, в 1991г, был инициирован процесс передачи острова Китаю. В нулевых годах остров был окончательно отдан Китаю без каких-либо компенсаций.

В 1969-1970 году был построен полноразмерный ходовой макет. На сколько повлиял на него Т-62 сложно. Есть сходство новой конструкции, но что касается внутренностей оно было совершенно иное. Если посмотреть на фотографии то его форма больше напоминает увеличенный и сплющенный Тип59. Возможно китайцы знали как выглядит Т-62 до его получения и сделали попытку пойти по тому же пути.

Первый ходовой макет 122. На сколько он был "ходовой" судить сложно
Первый ходовой макет 122. На сколько он был "ходовой" судить сложно
Первый ходовой макет 122. Подвеска сильно опустилась из-за не работающих гидроамортизаторов. Мне встречался один китайский автор абсурдной статьи который утверждал, что это на самом деле изменяемая гидравлическая подвеска.
Первый ходовой макет 122. Подвеска сильно опустилась из-за не работающих гидроамортизаторов. Мне встречался один китайский автор абсурдной статьи который утверждал, что это на самом деле изменяемая гидравлическая подвеска.

В танке были применены самые передовые технологии известные китайским инженерам, но они же были и самыми сырыми/не зрелыми.

Танк в китайском интернете именуется как 122三液 / 122 ТГ, что значит три-гидравлик. Название от гидравлических систем установленных на танк: гидравлическая трансмиссия, гидравлическая подвеска и гидравлическая коробка передач. На ходовом макете все это работало плохо, а гидравлическая жидкость постоянно вытекала.

1958 год . Преподаватели и студенты Пекинского технологического института скопировали гидротрансформатор американского танка М46 ( захваченного Северной Кореей) , а на Циндаоском локомотивном заводе разработали гидравлическую трансмиссию .
1970-1971. Во Внутренней Монголии , совместными усилиями института № 60 и подразделения 215 была разработана машина 122 с тремя гидравлическими устройствами. Это была первая попытка реализовать гидравлическую трансмиссию танка. Только после практики мы смогли понять в чем заключались основные технические трудности.
Из воспоминаний господина Лао Ду, участника группы работающей над двигательной системой танка. Из статьи на weibo 回忆中国坦克液力传动研制历程

На М46 применялся комбинированный гидромеханический трансформатор с гидромеханической коробкой передач. Видео о работе гидротрансформатора.

В качестве орудия была специально спроектирована гладкоствольная 120мм пушка, но на данный образец она не успела попасть. Вместо орудия был макет. Для усиления боевых возможностей танка по бокам башни были установлены по два пусковых контейнера которые должны были запускать ПТУРы - Противо Танковые Управляемые Ракеты. Для защиты от вертолетов и подавления пехоты применялся сдвоенный крупнокалиберный пулемет. Был использован обычный танковый двигатель, но форсированный из-за чего пришлось устанавливать дополнительную систему охлаждения которая видна на изображении сбоку в виде невысокой платформы над двигателем.

Масштаб проблем был на столько велик, что было принято решение об упрощении конструкции и использовании привычного оборудования. Так в 1970-71 году был построен второй образец уже с влиянием изученного Т-62. В этом году после изучения захваченного Т-62 начинают производить приборы ночного видения для танков. Например именно в этом году такое оборудование появилось на Тип69.

Средний танк 1221
Средний танк 1221
1221 на выставочной площадке завода 617, Внутренняя Монголия/ Mongolia First Machinery Group Corporation
1221 на выставочной площадке завода 617, Внутренняя Монголия/ Mongolia First Machinery Group Corporation

Средний танк 1221中型坦克/122-1(первое изменение в 122) в Китае называют 1221三机/122 ТМ, что значит три-механик. Всё гидравлическое оборудование прошлой версии заменили на механическое.

Башня больше стала походить на башню Т-62, но всё еще больше выглядит на сильно измененную форму Тип59. В качестве зенитного пулемёта привычная копия ДШК. Орудие в виде 120мм пушки. От пусковых установок отказались. Не смотря на присутствие приваренных уголков под них, у основания башни , ни на одной фотографии их нет. На параллельном проекте, который до сих пор стоит в отстойнике завода города Лояна, пусковые установки всё еще на месте.

122 Три-Механик, он же 1221
122 Три-Механик, он же 1221

К 1971 году было построено 2 экземпляра. После двух лет испытаний были получены положительные результаты ходовой части танка, а с остальным оборудованием было куда сложнее. Устранением этих проблем занялись в следующем проекте 122-2, но он так и остался на бумаге. Проект был признан полезным, но нецелесообразным в виду не возможности постройки полноценного прототипа.

-10
Лао Ду, один из инженеров завода 617: "Желание побед вызывало большой энтузиазм в массах, но оно не могло двигать развитие техники вперед. Некоторые из участников этого движения (оно зовется "большой битвой"大会战 ) имели низкую техническую подготовленность и не знали элементарных конструкторских основ. Они проектировали, мастерили, обрабатывали, но еще не могли выдавать хороший результат."

Оригинал

Групповое фото работавших над 122ТМ в Нанкине в 1971 году. Солдаты испытатели, рабочие и инженеры из Пекинского военного округа, Шэньянского военного округа Пекинского подразделения 215, завода 616 и научно-исследовательского института завода 617.
Групповое фото работавших над 122ТМ в Нанкине в 1971 году. Солдаты испытатели, рабочие и инженеры из Пекинского военного округа, Шэньянского военного округа Пекинского подразделения 215, завода 616 и научно-исследовательского института завода 617.

Усилия исследовательского отдела направили на доработку отдельных компонентов. В будущем часть этих компонентов и 120мм пушка будет применены в истребителе танков Тип 89/PTZ-89.

Есть предположение(китайцы называют её призрачной историей), что 120мм пушка разрабатывалась не с нуля и возможно она имеет швейцарские корни. Я так же встречал спекулятивные рассуждения о связи с RUAG CTG120 или что она сопоставима этой пушке. На сколько эти истории оправданы узнать не представляется возможным.

120мм орудие в башне танка 1221/122TM
120мм орудие в башне танка 1221/122TM

В 1970ом году был открыт новый тракторный завод №704 в городе Лоян. В 1972 небольшая часть сотрудников с танкового завода №617 в Баотоу переехала в Лоян для налаживания работ по сборке танков на случай вторжения СССР, где вскоре группа инженеров начала параллельный проект задания 122. По мимо проработки конструкции 122 «три-механик» был добавлен полуавтоматический досылатель на 4 снаряда. Для этой цели пришлось удлинить корму башни. В качестве зенитного орудия предполагалось применение 20мм автопушка. Есть сообщения, что вибрация от неё была такой сильной что это сказывалось на работе оптических приборов. Танк сохранил пусковые контейнеры как на первом 122

Расположение города Лоян
Расположение города Лоян

Образец не получил развития и даже не имел названия. В Китае он зовется “средний танк завода 704” или просто 704. Одно несомненно то что он является частью проектов по заданию 122. Есть сообщения, что было произведено 4 образца к 1975 году. Один из них всё еще находится в отстойнике на территории завода с другими танками выпущенными на данном заводе. Судя по внутренностям танк был полноценным прототипом и при возможностях мог быть доведен до испытаний. Завод в Лояне так и остался запасным и известно точно, что там проводилась модернизация танков Тип59.

Средний танк 704
Средний танк 704
Удлинённая башня под "автомат заряжания"
Удлинённая башня под "автомат заряжания"
Внутри башни танка 704
Внутри башни танка 704
Графическое сравнение танков 122/122ТГ и 704(снизу).
Графическое сравнение танков 122/122ТГ и 704(снизу).

Информация здесь и далее получена из сборников статей(в том числе отсканированных из китайских журналов, работа с переводом которых была еще той проблемой) и заметок с форумов, в основном китайских через поисковик baidu.com. Особо выделить людей с никами KV183(warspot), Ilike磁能 (tieba.baidu.com),U-47(Sturgeon's House).

PS: Хотелось бы закончить данную заметку одним интересным замечание от китайцев, которое необходимо перевести самостоятельно.

有说法是老外对非拉丁语系的信息的检索和接受能力很成问题·

Предисловие к запискам о железном драконе.

Несколько слов о названиях китайских танков.

Путь к китайскому ОБТ. Задание 122. Часть 2: Сближение с Европой/Танк 1224