Найти тему
Голоса дорог

Бедная Лиза.

"Всё - таки школа 🏫- место поразительное!" - пришло Елизавете в голову, когда она, продиралась к выходу из троллейбуса помогая себе локтями.

Лиза не обращала внимания на недовольное бормотание, которое неслось ей вслед. Её мысли были далеки от чужих проклятий.

"Возможно, кто-нибудь скажет, что я не имею права произносить вслух всё то, с чем сталкиваюсь ежедневно, но молчать я не умею, не хочу и не буду. Да, блин, никогда я не умела молчать." - заканчивала Лизонька свой внутренний монолог уже в процессе переобувания в сменку в учительском гардеробе.

*****

В школе она появилась недавно. Молодая девчонка, смешная, с торчащими из-за ушей хвостиками непослушных волос. Вчерашняя школьница.

Лиза и сама толком не понимала как она в школе очутилась. Снова! В школе! Насколько сильно должно быть она разозлила богов, чтобы последние забросили её первым же резким порывом сильного холодного мистраля сюда вместо Европы, куда вся её душа стремилась. Лиза понимала конечно, что без шенгенской визы, вряд ли ей светит европейский комфорт. Но не настолько же она нагрешила в прошлом, чтобы её отправлять в школу в качестве училки. Она 11 классов с трудом вытянула. Эти 11 долгих лет от звонка до звонка. В педагогический институт она поступила случайно, по целевому направлению - мать договорилась с директором школы. Надеялась, что не примут - экзамены сдала средненько. Но и здесь прокатило. Ей вообще везло. Правда не там, где она ожидала. Закончила Лиза свой институт. Ни одна из её однокурсниц не пошла в школу: несколько удачных браков, одни в бизнесе, другие в туризме, пара человек уехали учиться в Европу.

"Господи! Почему они?"- вопрошала себя она и не находила ответа. Она была лучшей на курсе по языку. Что- что, а болтать она умела и очень любила. Так, беспредметно, бла - бла- бла. По делу - получалось тоже, но без подготовки совсем никак. А книги Лизонька привечала не особо. В общем, моя героиня, бегло говорящая на английском, оказалась в школе с углублением в другой иностранный язык.

*****

Вопросов у Лизы было в разы больше, чем ответов. Не нравилась ей эта работа, дети противные, которые между собой её называли Лизка.

Со временем она начала находить и свои плюшечки - сразу нашла компанию. Не абы какую, а приближённую к административному сектору. Разновозрастная компашка. Однако, несмотря на возрастА, и стар и млад совпадали в одном - работу свою они терпеть не могли. А вот деньги - наоборот, все очень любили. Им всегда их не хватало.

"В идеале конечно было бы приезжать на работу пару раз в месяц, как раз в дни начисления зарплаты", - об этом мечтал каждый в Лизкиной компашке.

*****

В- принципе, работа с детьми оказалась не особо пыльной. Второй язык преподавать легче. Пришёл на урок, открыл учебник и всё подряд изучаешь. Сам по ходу что- то доучиваешь. Дети везде дети. Есть очень милые. Есть дурные. Лиза сама была такая же.

*****

И всё бы ничего, если бы не дурацкие открытые уроки. Кто придумывает все эти предметные декады когда коллеги посещают уроки коллег. Зачем они? Методист озвучила тему - развитие чего-то там в виде метапредметных умений. Плюс диагностика познавательных или каких-нибудь других функций.

В методике преподавания Лиза была не сильна - переписала тему на клочок бумаги и пошла к своим старшИм за разъяснениями.

Одна опытная коллега долго разглагольствовала на тему предложенной темы. Лиза не успевала за ней записывать:

"На самом деле, методика преподавания в школе - это абсолютное словоблудие. За ней стоят большие зарплаты других людей - тех, которые сами не очень-то искусно ориентируются во всём этом. Они сами путаются в своих терминах, понятиях, в методологии, но вынуждены строить и насаждать всюду изгороди из своего "борщевика" - новые термины растут с завидной скоростью. Но приносит ли это пользу? Не получится ли как с этим самым борщевиком, который оказался вредным и жутко опасным? Мы до сих пор не можем избавиться от этих зелёных парашютистов. Так и со фЭГЭосами может случиться - не отмоемся долго от них. А ничего ведь не поделаешь - надо придумывать дальше, иначе всё - кранты. Финиш профессии. Пропадёт необходимость в методистах. А учитель, этот ремесленник, лишится мозгового центра. И что он тогда будет делать? Вот и придумывают одни незнамо что, а другие пытаются понять чего от них хотят."

Внимая своей коллеге, Лиза окончательно потеряла нить беседы. Поскольку записывать было нечего, по теме урока ни слова не прозвучало, Лиза перешла к зарисовкам борщевика - проклятия эпохи, садоводов и курортников с маленькими детьми.

Коллега со стажем завершала свою мысль:

"Хотя, если быть откровенной, плевать хотел преподаватель на эти "нововведения богохульные". Учитель, если настоящий, и на поляне в лесу урок проведёт. Хороший, классный урок! Но, чтобы стать классным учителем, нужно поработать в школе лет 10, 15 или 20. Правда, опыт не всегда равен профессионализму или мастерству учителя.

Вот некоторые и бегут из школы, не выдержав пары лет в профессии. Это молодежь. Нетерпеливая, гордая, с гонором. Они все такие - хотят много и сразу."

На словах "нетерпеливая молодёжь" Лиза вздрогнула. Кажется речь о ней, о молодом специалисте, который хочет много и сразу.

Лизу бросило в жар. Красными пятнами пошло лицо. Пришлось опустить глаза в пол - как она всегда делала в минуты смущения.

Кажется, коллега почувствовала её недоумение. Остановилась, не закончив мысль. Спустя секунду решила всё - таки завершить своё выступление:

"Деньги - это не про школу. Здесь всё, как в замедленной съёмке, - никто никуда не спешит, ничего нового не происходит, потому что новое - всё хорошо забытое старое. Замкнутый круг. Стоячая вода. Молодые не задерживаются. Оно и понятно."

Валерия Викторовна, в напряжённом ожидании аплодисментов, вытерла пот, выступивший на лбу. Поняв, что признание её интеллекта не будет сиеминутным, опустилась на стул. Подперев голову кулаком, обратилась к Лизе:

"Какая ты говоришь тема открытого урока?"

Лицо Лизоньки вытянулось.

"Такая - то,....",- промямлила она.

"Ладно. Два раза смерти не бывать. Учебник есть. Вот и делай всё по нему. Я и Роза Валерьевна придём тебя поддержать".

*****

Накануне открытого урока моя героиня нервничала, всю ночь ворочалась, не могла заснуть. Пришла на урок раньше времени - чтобы всё разложить на столе, настроить технику, себя настроить. Душа начала уходить в пятки с появлением первых коллег. По факту их оказалось больше, чем её учеников. К счастью, среди коллег присутствовал тот самый учитель с большой буквы П, которого она сама пригласила на свой урок, в качестве моральной поддержки. Тот, который её опекал первые месяцы работы в школе. Тот, который её, совсем "зелёную" учил "жизни" и инструктировал о выживании в сложном учительском коллективе.

Каково же было удивление Лизоньки, когда этот профессионал просидел 45 минут её урока в экране своего айфона, потом встал со звонком и отправился дальше по своим делам препОдским. Тот, который оказался единственным из коллег, кому правила хорошего тона в виде элементарной фразы "спасибо за урок" оказались незнакомы, несмотря на его 20-летний опыт работы...

*****

Данная история является вымыслом автора. Любые совпадения случайны.