Что может пойти не по плану в составлении и реализации технического задания? Как двум стейкхолдерам однозначно понять друг друга? Кто должен взять ответственность за сохранность и актуализацию всех документов?
Давайте разбираться в этой статье.
В случае возникновения вопросов по работе того или иного ПО, у каждого сотрудника должна быть возможность обратиться к актуальной и полной информации. Как ни странно, это не всегда возможно. Опыт общения с опытными коллегами позволил мне выделить основные причины этой проблемы:
1. Ее нет.
Невероятно, но факт. Такое бывает. Если в вашей компании до сих пор нет технической документации, займитесь ее разработкой. Это облегчит вам жизнь.
2. Она есть, но сотрудники ее не читают.
На это может быть несколько причин. Например, никто не зафиксировал требования в ТЗ, а руководство пользователя к программному продукту безнадежно устарело, но никому до этого нет дела.
Скорее всего в вашей компании никто не следит за актуализацией документации, не внедрены критерии оценки и контроля жизненных циклов техдоков.
3. Она есть, сотрудники читают ее, но все равно приходят с вопросами.
Техдоки не решают свою непосредсвенную задачу - облегчение работы и коммуникаций в том случае, если она неполна, неточна, неграмотно составлена.
Для того, чтобы избежать этих трех проблем, нужно ответить на вопросы: зачем и для кого мы составляем документацию? Также необходимо привлечь всех участников процесса для наиболее полного ее составления, назначить ответственного специалиста (как правило, техписателя) за ее актуализацию и наполнение, разработать типовые шаблоны с примерами их заполнения для приведения всей библиотеки документов к единообразию.
Качественно составленная документация сокращает время на тестирование ПО, уменьшает продолжительность консультаций клиентов и выделяет больше времени на развитие продукта.
Рубрика «Добрые советы»
Как снять проклятие знания? Это феномен Робина Хогарта, при котором более информированным людям чрезвычайно сложно рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированных людей.
Вам нужно снять баланс между вашим знанием и незнанием читающего. Для этого нужно посмотреть на написанную документацию глазами другого человека, желательно совершенно не разбирающегося в теме, также можно устроить перекрестную вычитку, затем «переспать» с информацией и с утра на свежую голову вычитать еще раз.
Главное, помните: документация должна быть удобной, простой и понятной всем, кто желает ознакомиться с ней до того, как что-то сломается. Позаботьтесь о поиске грамотного специалиста для выполнения этой нетривиальной задачи.
Остались вопросы? Пишите, я обязательно отвечу!