Сегодня мой собеседник - обычный человек, который знает чуть больше, чем все окружающие. Я не буду раскрывать его имя и должность по определенным соображениям. Но я благодарен, что он согласился ответить на некоторые вопросы, которые волнуют многих.
Наверное, самый насущный вопрос, который витает в воздухе, о котором кричат на каждом углу наши военблохеры и аналитики всего и вся: почему (как утверждают определенные персонажи) такое плохое (ужас, ужас) снабжение у наших мобилизованных?
Нет желания, а главное - смысла выяснять причины расхождений в комментариях аналитиков и блогеров: у всех свои интересы и цели, не всегда бескорыстные. Поэтому давайте разберем вопрос глобально, отделив важное от мелочей.
Многие далекие от армии люди объясняют недостатки, а то и - что греха таить - провалы материального обеспечения казнокрадством и коррупцией. Безусловно, это тоже есть, как и в любой - подчеркиваю: любой армии мира. Но сейчас со службой обеспечения тыла министерства обороны успешно разбираются как правоохранительные органы, так и вновь назначенный на руководящую должность товарищ Мезенцев с его командой. И можно утверждать, что уже и выводы сделаны, и фигуранты выявлены - в общем, процесс идёт активно.
Мы же подойдём к этому вопросу с практической стороны. Прежде всего, надо понимать, что проблема - результат незавершённого или неточно спланированного перевода Вооружённых сил на контрактную основу. К тому же значительное количество мобилизованных в рамках частичной мобилизации попала во временной разрыв: сейчас нерегулярные добровольческие формирования Республик Донбасса и вновь обретённых территорий переводятся на стандарты Министерства обороны. И этот перевод не везде происходит одновременно и сразу.
То есть для того чтобы производилось успешное целенаправленное снабжение, все мобилизованные либо должны быть проведены в распоряжение уже действующего подразделения, либо из них нужно сформировать новое подразделение. А бюрократию никто не отменял: она - основа учета и контроля. Поэтому каждый мобилизованный должен быть включен в соответствующие реестры, каждое подразделение - в систему и структуру вооружённых сил Российской Федерации. Только придание четкого юридического статуса, оформление всех необходимых документов и присвоение учётных данных позволят обеспечивать снабжение по всем нормативам.
Разумеется, что на данный момент говорить о какой-то завершённости этой работы не приходится: часть подразделений ещё не сформированы. По большому счету, некоторых мобилизованных назвать мобилизованными можно только условно: их правовой статус еще не определен. По линии Министерства обороны они не приписаны ни к подразделениям, ни к военным округам. А это значит, что они фактически не защищены социально. Говоря прямо - для МО они пока никто и звать никак. Поэтому с момента мобилизации они находятся на попечении не столько министерства обороны, сколько на обеспечении федеральной власти - то есть федеральных округов, и вопросами их снабжения должны заниматься губернаторы. Именно они отвечают за всю организацию мобилизационной подготовки и за работу в регионе. Опять же, не останавливаясь на нюансах российской действительности, можно сказать, что где-то эта работа была на высоком уровне, а где-то губернаторы и команда отработали спустя рукава. Поэтому дай Бог, если мобилизованные были поставлены на довольствие на уровне хотя бы призывников, согласно инструкции, и базово комплектовались. Теми минимальными комплектами, которые, в общем-то, имеют и весьма посредственные характеристики, и ограниченный срок пользования и не подразумевают каких-то особых дополнительных средств защиты, личной гигиены, медицины и так далее.
Когда подразделения мобилизованных после получения юридического статуса попадают к месту дальнейшей службы, все будет зависеть уже непосредственно от военно-учётной специальности мобилизованных, причём специальности реальной - закрепленной на время службы либо по специфике их применения, либо по специфике подразделения, которыми они будут приданы в распоряжение. Дальше уже все зависит непосредственно от командира подразделения, руководства округа и системы снабжения, положенной для их уровня. Поэтому говорить о том, что мобилизованные снабжаются отвратительно, - не совсем верно. Вы уже поняли, что так может происходить, пока они юридически не "впишутся" в систему Вооруженных сил, в том числе финансовую.
Опять же следует учитывать, что снабжение снабжению рознь: у каждого подразделения разные критерии - в зависимости от задач и условий, в которых эти задачи выполняются. Часто имеет значение не только тип обмундирования, экипировки, вооружения, но даже материалы. Допустим, кому-то нужно белье шерстяное, а для кого-то оно недопустимо - нужно синтетическое. Кому-то нужен чистый флис, кому-то нужен флис с шерстью.
Например снайпер, который долгое время находится на позиции в лежке, должен иметь обмундирование, которое позволяет сохранять тепло, поддерживать определённую температуру внутри, имеет высокую износоустойчивость.
Механики-водители подвержены другим нагрузкам, находятся в других условиях, поэтому им требуется другое обмундирование, другая обувь.
Так что вопрос это очень сложный. Если обсуждать его в общем - это как измерять среднюю температуру по больнице. К сожалению, эта тема - хайповая, из тех, какие дают почву для многих спекуляций, для откровенных манипуляций, например с гуманитарной помощью. А кто-то вовсю зарабатывает политические очки на разнообразных околополитических мероприятиях. Поэтому гуманитарная помощь, конечно, нужна, но самое правильное решение - выходить на связь непосредственно с подразделением, находящимся на определённом месте службы в определённых условиях, и помогать уже конкретно тем, что необходимо.
Почему помощь будет всегда нужна? Видите ли, министерство обороны имеет определённые нормативы как по количеству, так по качеству, так и по виду средств. Разумеется, выходить за рамки нормативов никто - начиная от министерства и заканчивая руководителями подразделений - не будет, так как это чревато превышением полномочий. Инициатива часто наказуема, к сожалению.
Например, Рамзан Ахматович Кадыров в снабжении подразделений специального назначения Чеченской республики свободен в выборе, потому что это подразделение федерального подчинения. А вот, допустим, подразделения, входящие в состав военных округов либо определённых частей, уже ограничены в выборе, здесь уже возникают определённые проблемы. Однако надо помнить, что все проблемы со временем находят решение.
Задавайте вопросы, которые Вас волнуют, Мы постараемся ответить максимально честно и откровенно, не сглаживая углов.
Многие ответы, вам скорее всего не понравятся, но заставят задуматься.
Итак, милости просим в комментарии!