Федеральным законом от 03.07.2018 №186-ФЗ были внесены изменения в ст. 72 УК РФ, согласно которым время нахождения лица под домашним арестом подлежит зачету в срок подлежащего отбытию наказания в виде лишения свободы из расчета 2 дня нахождения под домашним арестом за 1 день лишения свободы.
Указанный федеральный закон вступил в силу 14.07.2018, после чего стал повсеместно применяться на практике. Между тем следует иметь в виду, что если преступление было совершено до 14.07.2018, то подлежит применению существовавший до указанной даты более льготный порядок зачета, а именно 1 день нахождения под домашним арестом за 1 день лишения свободы.
Именно указанное правило явилось основанием для изменения приговора Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда России.
Речь идёт о Кассационном определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда России от 31.01.2023 №14-УД22-12-К1.
Судебной коллегией было рассмотрено уголовное дело по кассационной жалобе осужденного М. на приговор Советского районного суда г. Воронежа от 15 мая 2019 г., а также последующие судебные решения судов апелляционной и кассационной инстанций.
В ходе судебного заседания было установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
В силу ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
По приговору Советского районного суда г. Воронежа от 15 мая 2019 г. М. осужден за преступления, совершенные 21 января 2018 г. Судом в срок отбывания наказания М. зачтено время нахождения его под домашним арестом в период с 12 октября 2018 г. по 14 мая 2019 г. из расчета 2 дня нахождения под домашним арестом за 1 день лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Однако, приняв такое решение, суд не учел, что правила ч. 3.4 ст. 72 УК РФ, предусматривающие зачет домашнего ареста в срок лишения свободы из расчета 2 дня нахождения под домашним арестом за 1 день лишения свободы, ухудшают положение лица по сравнению с правилами, применявшимися до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2018 г. No 186-ФЗ и действовавшими на момент совершения М. преступлений, в соответствии с которыми время нахождения лица под домашним арестом засчитывалось в срок отбывания наказания, исходя из расчета 1 день нахождения под домашним арестом за 1 день лишения свободы.
В итоге Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда России определила изменить приговор суда первой инстанции и последующие судебные решения в части зачета М. в срок отбывания наказания времени нахождения под домашним арестом в период с 12 октября 2018 г. По 14 мая 2019 г., который произвести из расчета один день нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы.
Таким образом, по уголовным делам, по которым виновный находился под домашним арестом и ему назначено наказание в виде лишения свободы, необходимо устанавливать, когда именно совершено преступление. Если преступление совершено до 14.07.2018, то время нахождения под домашним арестом подлежит зачету из расчета 1 день за 1, если же преступление совершенно 14.07.2018 и позже, то зачет должен быть произведен из расчета 2 дня нахождения под домашним арестом за 1 день лишения свободы.