Найти тему
Уголовный Адвокат

Ч. 1 ст. 62 УК РФ подлежит применению после расчета иных ограничений по наказанию, предусмотренных нормами Общей части УК РФ

© В.И. Саркисов, адвокат

Согласно ч. 1 ст. 62 УК РФ при наличии смягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных пп. «и» и (или) «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств срок и размер наказания не могут превышать 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Трактуя данное положение буквально суды при назначении наказания при наличии вышеуказанных условий исходят из максимального срока наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части уголовного закона. Между тем Верховный Суд России неоднократно указывал на то, что в подобных случаях необходимо исходить не только из санкции статьи Особенной части, но также и из ограничений, указанных в Общей части УК РФ (в отношении неоконченных преступлений и пр.)

Очередное решение Верховного Суда России вновь исправило судебную ошибку, допущенную при назначении наказания с учетом требований ч. 1 ст. 61 УК РФ (см. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда России от 01.02.2023 №50-УД22-16).

Так, Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Ш. на приговор Тюкалинского городского суда Омской области от 16 августа 2007 года и постановление президиума Омского областного суда от 1 августа 2011 года. По приговору Тюкалинского городского суда Омской области от 16 августа 2007 года, измененного Постановлением президиума Омского областного суда от 1 августа 2011 года, Ш. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (покушение на сбыт наркотических средств), за которое ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев.

В ходе рассмотрения кассационной жалобы осужденного Судебная коллегия установила: Санкция ч.1 ст. 228.1 УК РФ предусматривает наказание за оконченное преступление в виде лишения свободы на срок от 4 до 8 лет. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 УК РФ срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части за оконченное преступление. Санкция уголовно-правовой нормы, предусмотренной ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, с учетом положений ч. 3 ст. 66 УК РФ, составляет лишение свободы на срок от 4 до 6 лет (3/4 от 8 лет). Отягчающих наказание обстоятельств по делу не имеется. Как следует из приговора, в качестве смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ, наряду с другими, судом признана явка с повинной.

В связи с этим при назначении наказания подлежало применению и льготное правило, предусмотренное ч. 1 ст. 62 УК РФ (не более 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ). Таким образом, наказание в отношении Ш. надлежало назначать по льготной санкции, образуемой в результате применения к основной санкции (лишение свободы от 4 до 8 лет) двух льготных правил, предусмотренных ч. 1 ст. 62 и ч. 3 ст. 66 УК РФ, в пределах от 2 месяцев до 4 лет лишения свободы (не более 2/3 от 3/4 от 8 лет).

С учетом данных о личности и обстоятельств, в том числе смягчающих наказание, установленных судом в приговоре при назначении Ш. наказания, Судебная коллегия смягчила назначенное Ш. наказание в виде лишения свободы до 3 лет 10 месяцев.

Таким образом, изначально Ш. был осужден за совершение покушения на сбыт наркотических средств по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ. Суд первой инстанции и Президиум областного суда при назначении наказания за данное преступление исходил из того, что максимальное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 228.1 УК РФ составляет 8 лет лишения свободы. Поскольку Ш. осужден за неоконченное преступление, а именно за покушение на сбыт, максимальный срок наказания в виде лишения свободы не может составлять более ¾ от максимального срока наказания, то есть не должен быть более 6 лет (3/4 от 8 лет). В рамках указанных расчетов и было назначено Ш. наказание в виде лишения свободы на срок 4 года и 6 месяцев.

Верховный Суд же указал на допущенную ошибку, так как при наличии установленных по делу оснований для применения ч. 1 ст. 62 УК РФ суд должен был также применить и ограничение по наказанию, предусмотренное указанной статьей. То есть, рассчитав максимально возможный срок наказания в виде лишения свободы с учетом назначения наказания за неоконченное преступление – 6 лет, суд должен был применить к указанному сроку положения ч. 1 ст. 62 УК РФ, то есть рассчитать максимальное наказание исходя из 2/3 от наказания за покушение на совершение преступление, что составляет 4 года (2/3 от 6 лет = 4 года).

Таким образом, Верховный Суд России еще раз подчеркнул, что при применении ч. 1 ст. 62 УК РФ следует исходить из максимального срока наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК РФ и рассчитанного с учетом ограничений, установленных нормами Общей части уголовного закона.

Также обращает на себя в указанном решении Верховного Суда России и определение нижнего предела наказания в случае, когда окончательный размер наказания, подлежащего назначению осужденному с учетом ограничений, установленных нормами Общей части УК РФ, равняется или меньше минимального срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК РФ.

Так, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 4 до 8 лет. В результате применения положений ч. 3 ст. 66 и ч. 1 ст. 62 УК РФ Ш. возможно было назначить наказание в виде лишения свободы сроком не более 4 лет, что совпадает с минимальным сроком наказания, предусмотренным по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ. То есть, исходя из требований уголовного закона Ш. могло быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года, не более и не менее. Однако Верховный Суд России определил, что при изложенных обстоятельствах минимальный срок наказания в виде лишения свободы в подобных случаях подлежит пересмотру до минимального срока лишения свободы в соответствие со ст. 56 УК РФ, а именно до 2 месяцев. Как установила Судебная коллегия по уголовным делам, наказание в виде лишения свободы могло быть назначено Ш. в пределах от 2 месяцев до 4 лет.