Вот какие вопросы заставляют задумываться, анализировать. На такие вопросы могу не только я ответить, но и каждый родитель особенного ребёнка имеет мнение и пожелания.
Как будущего дефектолога, хочу задать вопрос в отношении общения с родителями и ожидаемых ими результатов, насколько можно или нельзя говорить правду и перспективы развития, нужно ли постоянно обнадеживать, хотя знаешь наверняка что будет ещё хуже, что делать с неприятием родителем диагноза и неготовностью понять сути нарушения? Я год работала тьютером, руководство в дневнике тьютера запрещало описывать нежелательное поведение ребенка во время занятий, такое как прилюдная мастурбация, мелтдаун, агрессия и самоагрессия. Прямо говорили что нельзя рассказывать что происходит с ребенком на самом деле, только хорошее или ничего. Не вводит ли родителей такие вещи в состояние глубокого непонимания проблемы?
Ещё хотела спросить, бывалые и многоопытные специалисты говорят и учат студентов тому, что если ребенок в перспективе безнадёжен, то и учить и усилия применять не надо, главное поговорить и успокоить мать, это основное. Я немного в замешательстве, по вашим постам я поняла что именно от дефектолога вы ждали обучения, а не поддержки? Как должен в идеале выстраивать отношения с родителями специалист?
Вот давайте я расскажу про себя. Я не могу говорить от имени всех родителей детей с особенностями развития. И говорить я буду от имени родителя ребенка с ментальными (а не физическими) особенностями.
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 15 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься.
Папа не сбежал.
Первое, никто не может в 3 года сказать, что ребенку будет только хуже. Это ни один врач не может сказать, когда дело касается ментальных проблем. Да, я понимаю, что опыт, что "и не такое видали", но все же утверждать это не стоит.
Говорить родителю нужно все. Вопрос в том как это говорить - и слова подобрать, и тон, и место, и способ дозирования информации. Вот, например, как делать не стоит по моему мнению - когда дети только родились, их поместили в детскую реанимацию, в кювезы. Первым их увидел мой муж и моя мама и с врачом, конечно же, говорили они. Врач как про между прочим вывалил на них все информацию о том, что может быть из-за недоношенности. То есть он рассказал, что возможна слепота, ДЦП, глухота и прочее-прочее. И это, когда дети только несколько часов как родились. Как можно рассказать так, что взрослый мужик побелел и сел на зад? А главное, зачем рассказывать именно так?
Что делать с неприятием родителем диагноза и неготовностью понять сути нарушения?
Это очень сложный вопрос. Но ответ таков, что не ваша задача, не дефектолога, убеждать родителя в том, что у ребёнка есть диагноз. Если родители привели ребёнка к дефектологу, то это значит у врача они уже были и диагноз слышали.
Что делать с тем, что родитель не принимает и не понимает степени тяжести заболевания ребёнка? Ждать. Заниматься с ним по известному плану и ждать, пока до родителя дойдёт.
История о том, что тьютерам было запрещено говорить родителям о нежелательном поведении меня поражает. Я считаю, что это в корне не правильно! Родителям нужно рассказывать все о поведении и реакциях ребёнка, иначе будет то, о чем вы говорили выше - неготовность понять сути и степени нарушения у ребёнка. Конечно, если говорить, что у него все хорошо, как он хорошо занимается и кушает, то как может сложиться картинка у мамы, что все плохо? И естественно, что это вводит родителей в состояние глубокого непонимания проблемы.
Да, я вам скажу, что я всегда с содроганием и сожалением, разочарованием, слушала о том, как мне рассказывали о том, как плохо себя ведёт дочь на занятиях. И радовалась, когда мне рассказывали об удачных днях. Но я всегда предпочитала слышать правду.
Бывалые и многоопытные специалисты говорят и учат студентов тому, что если ребенок в перспективе безнадёжен, то и учить и усилия применять не надо, главное поговорить и успокоить мать, это основное.
Бывалые и многоопытные - это те, кто из советских времен, что ли? Ну вот, когда я дочь повела первый раз к дефектологу, то она как раз была "бывалая и многоопытная" судя по возрасту. И она за пять минут довела моего ребёнка до истерики, а меня до нервного тика, что я вышла из кабинета и на улице вслух материлась. Поэтому у меня доверия к таким "многоопытным" нет в принципе. Я за молодежь.
Поговорить и успокоить мать - это вообще в принципе основное, что можно сделать с матерью, особенно на начальном этапе. Но не в том успокоить, что "да не будет он у вас разговаривать, будет слюни пускать, но вы успокойтесь", а в том, что структура дефекта сложна, случай не простой, например, что результат может быть, но сильно отстрочен и не такой, как ожидается. Ведь мать, когда приводит ребёнка к специалисту полна надежд и ожиданий. Тут еще стадия "торга" в полном разгаре, когда "вот сейчас походим к педагогу и все поправится". Поэтому мать лучше подготовить к тому, что ожидания и реальность могут сильно отличаться и быть сильно размазаны по времени. Увы.
У меня лично не вызывают доверия специалисты, которые говорят "Так, два раза в неделю, шесть месяцев и пять тыщ рублей в месяц и будет все чики-пуки".
В том-то и дело, что я ждала от специалистов результата, а не болтовни о том как все сложно и похвала мне, какая я молодец и как я справляюсь. В итоге, я получала больше пустую болтовню. Но то было 10 лет назад минимум, сейчас и обучение специалисты проходят другое, и возраст их сильно помолодел, что я считаю положительным моментом.
Я водила по педагогам, чтобы кто-то нашёл подход к дочери, но толком никто так и не нашёл. Сама я тоже была не способна и не способна сейчас на педагогическо-обучающую деятельность по отношению к дочери. Я это признаю и отчасти за это испытываю чувство вины.
Кто может сказать про перспективу? Безнадежен ребенок или нет? Да, в 7 лет может быть и можно что-то уже говорить и то, не педагогу, а врачу это положено сказать. Опять же, сказать это нужно уметь. Но, даже при сложной структуре дефекта у ребёнка совсем ничем с ним не заниматься хотя бы лет до 12-14, нельзя. Хоть чем-то. Вопрос опять же в надеждах и ожиданиях родителей, а также к компетентности педагога как педагога и человека, чтоб донести до родителей каков может или не может быть результат.
Да, сейчас, я вполне спокойно слушаю о дочери, что специалисты не берутся за неё, так как она уже взрослая и они не могут "слепить" из неё то, что можно "слепить" из 3-5-летнего ребёнка. И я это понимаю. Но нормальные специалисты тут же добавляют, что поэтому "вам стоит сосредоточиться на других аспектах, бытовых, например".
Как должен в идеале выстраивать отношения с родителями специалист?
Специалист должен трезво оценивать свои силы, для начала, и не браться за то, что сам не потянет. Честно в этом признаться родителям.
Педагог должен рассказывать все, что он замечает в ребенке. Где-то давать совет, а где-то наоборот, спрашивать у родителя о тех или иных аспектах поведения. Не нужно приукрашать поведение ребёнка. Ведь одна из частых проблем с аутистами - это нежелательное поведение. И именно из-за этого родители идут к специалисту. Поэтому где-то педагог может и должен посоветовать обратиться к еще и к другому педагогу, объяснить кто, чем и как занимается.
Если родитель пока находится к стадии отрицания или непонимания диагноза и состояния ребёнка, то что ж.. главное, чтоб вы понимали что с ним происходит , исходя из этого, помогали ему.
Еще хотелось бы попросить педагогов не быть равнодушными и явно показывать свою неприязнь к родителю, если таковая имеется. Это очень неприятно, ощущать кожей, что тебе тут не рады.
Я не знаю как в идеале нужно выстраивать отношения педагогу с родителем. Но главное - не навредить ребенку.