Найти тему
Бизнес в России

Сравниваем бизнес 90-х с современным

Оглавление

5 февраля анонимный собеседник британского журнала The Economist поделился с изданием интересными мыслями: «Мы вернулись в 1990-е, дикое время ганстерского капитализма... новые владельцы будут игнорировать такие тонкости как санкции, как только они вступят во владение».

Нас заинтересовало это высказывание и мы решили узнать, а так ли на самом деле современное предпринимательство похоже на бизнес из 90-х? Давайте сравним!

Опрос НАФИ

Ещё в 2019 году на РБК выходило исследование от аналитического центра НАФИ, в котором опрашивали российских предпринимателей. Большинство опрошенных утверждали, что сейчас открыть собственное дело гораздо труднее, чем в 90-х. При этом, все те, кто негативно относится к деловой обстановке сейчас, не имели опыта ведения бизнеса 30 лет назад. Это были люди 1980-1990 годов рождения, дела которых сейчас активно процветают.

С другой стороны те, кто имел опыт предпринимательства тогда, в большинстве своём заявляют, что вести бизнес в стране стало легче. Это люди 1957 - 1963 годов рождения, многие из которых уже не ведут свой бизнес.

Как можно заметить, мнения серьёзно разнятся, поэтому предлагаем рассмотреть особенности каждого периода времени.

-2

Возраст

По данным аналитиков, в 1993 году в бизнес шли люди от 35 до 45 лет, 96% из которых - мужчины. В наше время бизнесом занята молодёжь от 25 до 34 лет. А процент мужчин в этом деле составляет всего 51%.

Начальный капитал

Если в 90-х крупнейшие организации использовали средства, накопленные с рэкетирства, «крышевания» или спекуляций, то сейчас нередки случаи, когда люди берут кредиты, ищут инвесторов или используют деньги, накопленные за несколько месяцев или лет.

Образ жизни предпринимателя

Современный бизнесмен - это эталон. Он самореализуется, всесторонне развивается, путешествует и обучает других. Подобный человек из 90-х не прожил бы и пару дней, поэтому тогда образ жизни бизнесмена складывался из ресторанов, стрелок и понятий. В приоретете был не холодный расчёт и бизнес-план, а страсть и азарт. Почти всех предпринимателей можно было назвать безумцами.

-3

Инструменты для развития

Русские люди всегда были находчивы, но в в 90-х использовались прямые методы - оружие, пытки и шантаж. По сравнению с тем временем, бизнесмены сейчас - просто паиньки, которые пытаются привлекать клиентов своими услугами, рекламой и выгодными предложениями. Для переговоров наши современники используют силу убеждения. Также нередки случаи кумовства и родительской помощи.

Кадр из кинофильма «Жмурки» А. Балабанова со сценой пыток
Кадр из кинофильма «Жмурки» А. Балабанова со сценой пыток

Ценности

Как мы говорили в прошлой статье, первопроходцы мира бизнеса повлияли на наше поколение, поэтому многие предприниматели не гонятся за деньгами, а ищут себя. 30 лет назад деньги были главным стимулом всех действий.

Отношения с государством

В наше время правительство активно принимает участие в развитии среднего и малого бизнеса, предоставляя налоговые льготы, гарантии по кредитам, но, в то же время,Также вводя предпринимательский налог и другие подоходные платежи, которые нужно оплачивать ежемесячно.

В 90-е государство не имело никаких отношений с бизнесом, вследствие чего процветал беспредел и безнаказанность. Бандиты могли делать всё, что хотели, и им за это практически ничего не было.

-5

Показатель успеха

Лихие 90-е были временем материальных благ. Успешным считался тот, кто носит более дорогие пиджаки и цепи, ездит на черном «мерседесе». 30 лет назад появилось огромное количество богачей, которые и по сей день показывают, насколько много они заработали тогда. В наше время успех измеряется практически так же. Никто напрямую не показывает, сколько он зарабатывает, но своими делами, поступками и покупками может доказать, что денег у него в достатке.

Отдых

Тут различий немного. Как тогда, так и сейчас, бизнесмены любили отдохнуть за границей. Только в 1990-х предпочитался пассивный отдых, а сейчас - активный.

-6

Итог

По нашему мнению, у современного и прошлого бизнеса есть схожие черты, но всё же, это две разные эпохи. Предпринимательство обросло законностью, выйти на конкурирующий рынок становится всё сложнее и сложнее. 1990-е сильно повлияли на наше время, но всё-таки остались в прошлом. Для кого-то — как приятные воспоминания из молодости, а для кого-то — голодное время, когда на каждом углу тебя подстерегала опасность.

Какого ваше мнение на этот счёт? Поделитесь своим мнением в комментариях