Анонс ИноСМИ: 80-летие Сталинградской битвы вновь оживило интерес к вопросу о том, какую роль в вермахте играли союзные тогда немцам австрийцы, пишет газета "Цайт". В битве их было около 50 тысяч. Автор призывает к тому, чтобы трагические судьбы окруженных не заслоняли их вину: они пришли убивать и уничтожать.
Положение немецких и австрийских солдат было, конечно, ужасным. Однако Сталинград олицетворяет презрение к человеку со стороны обеих тоталитарных систем – как гитлеровской, так и сталинской, говорит Штельцль-Маркс. По ее словам, в то время как Гитлер совершенно осознанно посылал на смерть сотни тысяч солдат, за спинами красноармейцев стояли заградотряды, готовые стрелять в своих, если те надумают отступить. Человеческая жизнь в сталинградском котле ничего не стоила ни с той, ни с другой стороны. Тем более что Сталинград имел для обеих сторон не только стратегическое, но и символическое значение, хотя бы из-за одного названия города.
Второе февраля считается официальной датой окончания битвы за Сталинград. В тот день 6-я армия капитулировала, а 110 тысяч солдат вермахта разом попали в советский плен. У их тяжкой судьбы были и объективные причины: количество пленных было настолько огромным, что советская система не могла с ним справиться. Сколько солдат погибло от холода, голода и болезней, неизвестно. Тот, кто советскими службами не был зарегистрирован, считается до сих пор пропавшим без вести. Ну, а если чье-то имя упоминалось в документах того времени, то там чаще всего отмечалось: тот или иной пленный страдает от дистрофии и изнеможения, – говорит Штельцль-Маркс.
"То, что я там видел трудно описать словами", – вспоминает Курт, солдат из австрийской области Штирия, в одном из интервью, проведенных Институтом имени Больцмана. – В этом аду нужно было выживать в условиях, которые раньше считались несовместимыми с существованием человека. Люди – с широко раскрытыми от голода и изнеможения лихорадочными глазами – были низведены до животного состояния. Чувствовалось, что сознание многих затуманено, а некоторые уже находились в состоянии яростного безумия. В этом состоянии люди доходили до каннибализма".
После войны лишь 6000 из всех солдат, попавших в плен в Сталинграде, вернулись на родину, каждый шестой из них – австриец. До сих пор Институт время от времени получает письма с просьбами граждан установить, что произошло с их близкими в советском плену.
Симона Бруннер (Simone Brunner)
Полностью материал читайте на сайте ИноСМИ: