Найти тему
diletant.media

«Американские кинотеатры захлестнула новая волна кинопсихоза»

Советская кинокритика встретила вышедшие в 1977 году «Звёздные войны» безжалостно.

Космические киноужасы

Нынешним летом американские кинотеатры захлестнула новая волна «кинопсихоза». По сообщению печати, фильм американского режиссёра Джорджа Люкаса «Война звёзд» побивает все рекорды кассовых сборов: 60 миллионов долларов прибыли за первый месяц демонстрации. С утра до полуночи «война звёзд» демонстрируется в переполненных зрительных залах. Чтобы попасть на фильм, нужно либо простоять несколько часов и очереди, либо купить билет с рук за баснословную цену — 50 долларов.

Итак, на смену «нечистой силе», массовым катастрофам и гигантским акулам на американский экран пришли ужасы поистине космического масштаба — чудовищные тираны, терроризирующие нашу Галактику. Борьбу с ними ведут герои фильма — некая круглолицая принцесса, деревенский юноша, старый рыцарь Круглого стола, человек-обезьяна и два робота. Один из них, громадный позолоченный робот Трипио, наделён человеческой речью, другой, Арту-Дету, похож на автомобиль и изъясняется «звездными» сигналами.

Рецензия. («Литературная газета»)

Сюжет картины, как пишет французский еженедельник «Экспресс», довольно примитивен.

Но для пущего устрашения обывателя создатели фильма пускают в ход самое совершенное оружие — лазерный луч, которым герои картины сражаются, как рапирой. На экране то и дело возникают кошмарные чудовища: человек-ящерица, гномы без лиц, живая мумия, голова которой усеяна резиновыми трубками, фантастические животные…

Параллельно со съёмками этого холодящего душу «шедевра», который режиссёр Джордж Люкас называет «вестерном будущего», в США было предпринято ещё несколько аналогичных коммерческих операций. В издательстве «Баллантайн» вышел одноимённый роман. Затем «Марвел Комик бук», издательство, специализирующееся на комиксах, заключило контракт с кинокомпанией «Фокс» и, разделив сценарий на шесть частей, начало выпускать ежемесячно альбомы комиксов с историей «Войны звезд». Тираж — миллион экземпляров. Вслед за этим появились классические атрибуты «массовой культуры» — значки, майки, плакаты с рекламой фильма, пластинки с музыкой. А к Новому году в магазины должны поступить и детские игрушки: миниатюрный Арту-Дету, издающий те же звуки, что и его прообраз, и позолоченный Трипио. Главная «находка» фильма — игрушечная лазерная рапира — ещё не изобретена, но работы по её созданию уже ведутся.

В ближайшие недели на экраны США должна выйти новая серия «Войны звёзд», которая, по всей вероятности, будет столь же посредственна, сколь и прибыльна. Это неудивительно. Массовый зритель охотно «клюёт» на подобные образчики «искусства», чтобы потом, выйдя из зала, почувствовать, что за его пределами всё-таки спокойнее…

Ю. Варшавская