Вопрос: что будет, если объединить детективный триллер и фантастику ближнего прицела об освоении Марса? Ответ: крепкий «инженерный» триллер про группу заключённых, которых отправляют возводить первую марсианскую базу.
Подробнее о дилогии «Фрэнк Киттридж» и о том, чем она может быть интересна поклонникам «твёрдой» научной фантастики — читайте ниже
Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
Если кратко, то «Билет в один конец» (2018) и «Билет в никуда» (2019) Саймона Мордена — детективный триллер про группу заключённых, которым предлагают альтернативное отбывание срока. Им предстоит основать первую марсианскую базу. Там они смогут пользоваться некоторой свободой, которая на Земле им даже и не снилась.
Преступников, осуждённых на пожизненное заключение, но обладающих необходимыми навыками и получивших нужное образование (строительство, сантехнические работы, налаживание электрики и проч.), усиленно готовят к полёту на Красную планету.
Как рассказывал Морден в интервью Space.com, он находит идею исследования Марса «бесконечно увлекательной», потому что делает возможных отправиться в место, где можно «увидеть вещи, которые никто никогда не видел, пройти там, где они никогда раньше не ходили».
Поэтому, когда издательство обратилось к нему с предложением написать о Красной планете, он согласился, хотя ранее работал по-другому: писал книгу и предлагал её издательствам через агента, а не наоборот.
Однако его заинтересовала идея написать о марсианской базе, а также о технологических решениях, которые позволили бы такую базу построить и сохранить жизни колонистам.
Однако просто размышлениями о марсианской базе Морден обойтись не планировал. По его мнению, «у вас нет истории, пока у вас нет людей», потому что персонажи — это то, что «делает историю реальной».
Морден берёт не самых симпатичных персонажей — преступников, убийц в конце концов, с опасным прошлым. Особое внимание уделяется, конечно же, главному герою Фрэнку Киттриджу, который отбывает пожизненное за убийство наркоторговца. У Фрэнка были свои резоны так поступить, однако согласие на альтернативу тюрьме предполагает, что он будет тесно работать с другими осуждёнными. И доверять им у него нет никаких причин.
Особенно это становится очевидным, когда колонисты, оказавшись наконец на Марсе, сталкиваются с чередой «несчастных случаев», ещё больше подрывающих их доверие друг к другу, повышая паранойю и подозрительность.
Фрэнку предстоит преодолеть не только тяготы жизни на безжизненной планете, ведь он оказывается в кругу чрезвычайно опасных и далеко неглупых людей.
Романы «Билет в один конец» и «Билет в никуда» получились напряжёнными и увлекательными, как мне кажется, по двум основным причинам.
Во-первых, это персонажи. На мой вкус, Морден хорошо подошёл к их созданию, не наделяя их карикатурными характеристиками, но делая запоминающимися ровно настолько, чтобы у главного героя (а вместе с ним и у читателей) сформировался некоторый образ. Мы не знаем всю их историю, как не знаем подноготную и все душевные порывы незнакомцев на улице. Окружающие Фрэнка заключённые скрывают свои тайны. Просто вопрос в том, чьи тайны должны остаться в прошлом, а чьи угрожают теперь колонистам.
Во-вторых, это научная достоверность. Астроном и геолог Морден ответственно подошёл к технической части, какие-то возможные ляпы сможет найти разве что узкий специалист, как мне кажется. По словам писателя, в основе романов лежат технологии, которые есть у человечества уже сейчас, за исключением «магии» с резервуарами для доставки колонистов на Марс.
Автор признаётся, что многого не знал, приступая к написанию книг. Например, о специфике выращивания растений с помощью гидропонной системы. А с продумыванием деталей космических полётов Мордену помогли разобраться записи его сына, изучающего аэрокосмическую технику.
Однако техническая часть не мешает повествованию, автор не забывает об истории и персонажах, не заваливает лишними цифрами, всё в меру.
Сам Морден подчёркивает, что несмотря на то, что его «версия Марса не особенно счастлива», она также не является «безжалостно мрачной», в ней есть моменты «юмора и духа товарищества», а также совместной работы над преодолением действительно сложных проблем.
К слову, последнее, на мой взгляд, значительно сближает «Билет в один конец» и «Билет в никуда» с производственными романами, в том числе фантастическими, в духе книг Энди Вейера. Просто его, возможно, чуть более мрачную версию.
Кроме того, книги Мордена напомнили мне о фантастическом детективе, события которого разворачиваются вокруг первого убийства на Луне.