Продолжение истории жизни оперной дивы Марии Каллас. Предыдущая часть ЗДЕСЬ⤵️
Королевские капризы
Только после успеха "Тристана и Изольды", когда контракты градом посыпались на Каллас, она "удостоилась чести" стать супругой Менгини -- да и то с настороженного согласия его клана. Их наспех обвенчали в ризнице среди истлевших хоругвей: брак католика и православной не должен быть освящен в самом храме. Убожество церемонии не могло не ранить глубоко верующую Каллас.
Вскоре после этого Тоскани и его дочь Валли вводят Марию в сияющий мир "Ла Скала". Разумеется, Менгини не может устоять перед искушением поквитаться с дирекцией оперы: золотой век Каллас в "Ла Скала" начинается со сведения старых счетов. Веронец шантажирует директора, добиваясь эксклюзивной постановки "Травиаты", "иначе моя жена вообще не станет у вас петь".
Из-за конфликта сорвано несколько спектаклей. Менгини требует возмещения убытков, запросы его непомерны... Директор в отчаянии пытается выйти на саму диву, но ее вездесущий супруг ставит палки в колеса. Лучшие артисты Европы, гениальные режиссеры, ассы-импрессарио, все они вынуждены были терпеть веронца. Пожалуй, один Герберт фон Караян не поддался на его уловки. Менгини изолировал Марию, сделал из нее приманку и способствовал распространению о ней слухов, как о "тигрице", paзвpaтной и ненасытной хищнице, но за этим навязанным Каллас образом скрывались его собственные пороки -- мелочность, жажда наживы, злоба...
Впрочем, и сама Каллас изменилась: из доверчивой, неуклюжей девушки она превратилась в роскошную, властную и капризную королеву бель канто. Она очень похудела и стала похожа на манекенщицу (злые языки утверждали, что Каллас нарочно "вживила" в себя огромного лентеца, потому-то пища и не шла ей впрок). Она холила свое тело, как куртизанка: ежедневный электромассаж и втирание ароматических масел стали ее ритуалом. О ее гардеробе ходили легенды: он состоял из 25 меховых манто, 40 вечерних туалетов, 150 пар обуви, 200 костюмов и 300 шляпок! Когда она отправлялась за покупками, ее непременно сопровождала специально нанятая для примерки одежды модистка. Описания ее драгоценностей занимали 6-7 страниц светской хроники. Дива блистала в партии Куколки с обложки.
Ее боготворила публика и ненавидели коллеги. За бойкотирование спектаклей ее ни разу не вызвали на ковер в Дисциплинарный совет лирических исполнителей. В театрах, где она пела, дежурил отряд карабинеров. Она затеяла долгую тяжбу с неким скромным производителем макарон, осмелившимся напечатать ее имя на этикетке своего товара. Она умудрилась рассориться со своими лучшими партнерами Марио дель Монако и Джузепе ди Стефано из-за того, что однажды им досталась большая порция оваций. Она пренебрегла дружескими профессиональными советами Валли Тоскани, чем окончательно настроила ее против себя. Наконец, Рената Тебальди, ее соперница, добровольно оставила миланскую сцену: "Для меня там больше нет места..."
Каллас называли злым, Тебальди -- добрым гением "Ла Скала". Кроткая Тебальди вызывала больше симпатий. Оперный мир разбился на два враждебных лагеря: "калласисты" объявили "тебальдистам" войну. На легендарной "Травиате" 1955 года последние забросали Каллас овощами, которые близорукая дива приняла за розы, за что снискала себе прозвище "Сеньоры Редиски".
"Выжитая" из "Ла Скала" Тебальди дает благотворительные концерты, и "тебальдисты" безжалостно высмеивают ответный жест Каллас, которая жертвует миланской епархии 1 миллион лир. Британский клуб любителей Тебальди посылает Каллас портрет ее соперницы, а к нему в придачу -- стихотворный памфлет примерно следующего содержания:
Мы против вас ничего не имеем,
Мы даже "Норму" способны стерпеть,
Но Тебальди вам не перепеть -
Вы на этом сломаете шею!..
Продолжение ЗДЕСЬ , подпишись на наш канал и читай:
Ирина Смирнова (с) "Лилит"