Эта статья является переводом материала "The Autopian". Приятного просмотра.
HDT M1030M1 своим существованием обязан стремлению военных упростить снабжение армии топливом. Как объясняют военные аналитики Института современной войны при Департаменте военной подготовки военной академии Вест-Пойнт, обеспечение ГСМ широкой номенклатуры техники на театре военных действий требует "интересной" логистики:
Дело было в 1969 году, во время второй командировки капитана Керна во Вьетнам. Проблемы топливной логистики, с которыми он столкнулся в этот раз, были даже хуже, чем в его первый приезд, когда он ещё был командиром кавалерийского (лёгкая мотопехота) взвода. В ту командировку его солдаты подвешивали ёмкости с горючим на деревья, чтобы топливо под действием силы гравитации стекало в баки их БМП M113. Если позволяла местность, они загоняли M113 в глубокую канаву, а заправочные ёмкости выкладывали на земле. Теперь в зоне ответственности Керна были не только M113, но и "конюшня" из ещё 40-ка различных транспортных средств, включая разведывательно-штурмовые машины M551 Sheridan, гусеничный тягач M548, время от времени танк М48 Паттон, а также грузовики М118. "Рецепты" дизтоплива в те времена ещё не были стандартизированы, и топливо сильно различалось в зависимости от региона и времени года. Логистикам потребовалось некоторое время, чтобы обучить местных делать правильную смесь. Но главной головной болью оказался M48 и его бензиновый двигатель. Бензин в жарком климате испарялся так быстро, и двигатели работали настолько неэффективно, что это чудовище приходилось заправлять дважды в день. Однажды солдаты по ошибке влили в несчастный танк целый мешок авиационного топлива, и его пришлось полностью откачивать, когда этот факт был обнаружен. Но Керн и не представлял, что когда он, спустя годы, прибудет в форт Стюарт (штат Джорджия, база 3 пехотной дивизии США) в качестве командующего батальоном, ему придётся иметь дело с ещё большим разнообразием местных рецептов дизеля, бензина и авиационного топлива для его машин.
Как пишут Институт современной войны и SAE International (тот самый, что ввёл в том числе мировой стандарт по вязкости масла SAE 10w40 и т.д.), в конце 1980-х страны НАТО начали процесс топливной унификации. Вместо того, чтобы поставлять разное топливо для разных транспортных средств, военные начали двигаться к созданию единого стандарта топлива для заправки всех летательных аппаратов наземного базирования, а также иных транспортных средств и оборудования, действующих на ТВД. Это известно как "Концепция единого топлива", и выбор военных пал на смесь JP-8, которая является, по сути, стандартным топливом для коммерческой авиации A-1, но с добавлением ингибитора коррозии, смазывающей присадки и присадки для защиты от застывания на морозе. Преимущество JP-8 в том, что ей можно заправлять реактивный самолёт, а можно и грузовик. В нашем случае, JP-8 используется двигателем мотоцикла.
HDT M1030M1 - это детище компаний Hesperia, Hayes Diversified Technologies и британского университета Крэнфилда. Основанная в 1961 году, Hayes разрабатывала M1030, представлявший из себя Kawasaki KR250 из 80-х и 90-х, адаптированный для нужд армии. Компания также построила M1030 B1, бензиновый Kawasaki KLR650, адаптированный для военных.
Hayes, совместно с университетом Крэнфилда, взяли M1030 B1 и сделали из него мотоцикл, который вписывался бы в концепцию единого топлива. В ноябре 2004 научный журнал "EurekAlert!" сообщил, что первые дизельные KLR были готовы. Машина получила лавры первого серийного дизельного военного мотоцикла, а также вообще первого в мире мотоцикла с дизельным двигателем, созданного специально для военных.
Перед Hayes и Крэнфилд стояла непростая задача. M1030 M1 должен был иметь лёгкий вес и достаточную мощность для тактического использования и, в то же время, высокую надёжность. И, конечно же, он должен был работать на дизеле или JP-8.
Двигатель разрабатывали инженеры университета Джона Крокера и вот, что пишет про него EurekAlert!:
Мотоцикл в сентябре 2004 года установил первый в мире рекорд скорости для дизельного мотоцикла. Фред Хэйс, основатель Hayes Diversified Technologies, который был за рулём во время заезда на знаменитых соляных озёрах Бонневиля в штате Юта, вспоминал: "Испытания сопровождались дождём, который шёл целую неделю до этого, состояние трека было плохим. Влажная, вязкая соль ограничивала максимальную скорость. Мотоцикл с атмосферным двигателем разогнался до 85,466 миль в час (137,6 км/ч) по замерам AMA (Американская мото ассоциация, контора, курирующая в США всё, что связано с мотоциклами, включая производство, спорт, ПДД и т.д.), и 86 миль/ч по нашим собственным измерениям со стандартными приводными звёздами. Мы были довольны результатом. Будь у нас возможность поиграть с приводными звёздами и чуть больше времени, мы достигли бы 90 миль/ч (145 км/ч)" (довольно большая скорость для 1-цилиндрового мотоцикла, современные трековые 450сс-"кроссачи" в стоке на высшей передаче в отсечку едут в районе 130 км/ч - прим ред. )
В итоге, после государственных испытаний военные США отдали предпочтение именно мотоциклу HDT, отбраковав прототипы от Harley Davidson и Lockheed Martin, которые также участвовали в конкурсе.
M1030 M1 приводится в движение одноцилиндровым двигателем Объемом 611 см3 с непрямым впрыском топлива, который развивает 30 лошадиных сил и 44, 7 Нм крутящего момента. Это меньше, чем 42 л.с. И 46 Нм у оригинального KLR650. HDT заявляет, что мотоцикл способен проехать 96 миль (151 км) на 1 галлоне (3,8 л) топлива со скоростью 55 миль/ч (88,5 км/ч). Заявлено, что мотоцикл способен преодолевать подъём в 60°, имеет багажник на "хвосте" , способный выдерживать до 22,7 кг груза, может преодолевать броды глубиной до 61 см. Объём бака - 4,2 галлона (15,9 л). Это означает заявленный пробег на одной одной заправке в 403 мили (648,6 км! ). Заявленная "сухая" масса - 167,4 кг. Это на 14,5 кг больше, чем "донор" KLR650. Уже существует усовершенствованная модель, HDT M1030 M2, с объёмом двигателя 670сс и мощностью 33 л.с. HDT утверждает, что на соляных равнинах Бонневиля этот мотоцикл разгоняется до 121,2 миль/ч (195 км/ч. Вот это уже похоже на басню, гораздо более лёгкий и мощный XR600R едет по навигатору 164 км/ч, и это не отсечка, а реальный предел для двигателя, - прим ред).
Ходили слухи, что HDT работает над гражданской версией мотоцикла. Но сам Фред Хэйс это опроверг, заявив, что спрос со стороны военных слишком велик, небольшая компания не смогла организовать отдельную сборочную линию для гражданских. 522 мотоцикла заказал корпус морской пехоты США. По некоторым данным, 440 мотоциклов уже попали в войска. Хэйс не приводит деталей, но сообщает, что интерес к мотоциклу проявляют и другие страны блока НАТО.
Тем не менее, эти мотоциклы попадают на "гражданку" через государственные аукционы (судя по всему, речь идёт о списанных мотоциклах). В 2018 году аукционы продавали их в среднем за $5000 долларов. Сегодня цены на гос аукционах варьируются от $9000 до $15000. Один мотоцикл продаётся на E-Bay за $12500 и не заводится. Ещё два - на Facebook, за $14995 и $20000 соответственно. Так что доступного дизельного мотоцикла мы, похоже, ещё долго не увидим.