«Изысканный, шикарный и вместе с тем мистический и ни на что не похожий» – такое пожелание высказала в начале XX века архитектору Сонгайло супруга известного питерского адвоката и действительного статского советника Лариса Ивановна Нежинская. Сказано- сделано: в 1913 году в центре Санкт-Петербурга появился поразительный доходный дом, который не оставил равнодушным ни одного прохожего. Люди, как завороженные, часами изучали барельефы с изображениями древнеегипетских мифов под суровым и смелым взглядом солнечного Бога Ра. Здание произвело настоящий фурор и как магнитом притягивало к себе восторженных зрителей – на его открытие собралась практически вся северная столица.
Загадки Древнего Египта
«Ни на что не похожее» египетское творение находится на улице Захарьевской Санкт-Петербурга. История его создания отправляет нас в далекий 1911 год, когда жена известного питерского адвоката обратилась к российско-литовскому архитектору Микалоюсу Александро Сонгайла (в русском варианте - Михаил Александрович Сонгайло) с просьбой построить оригинальный доходный дом. В те времена такие дома на улицах города появлялись с завидной регулярностью, они прочно вошли в моду и представляли собой многоэтажные здания с помещениями и квартирами для сдачи в долгосрочную аренду. Строительство доходного дома могли позволить себе только очень состоятельные люди. При этом каждый из них стремился обойти остальных в красоте и оригинальности, нанимая самых лучших архитекторов. Дело было в большой конкуренции: домов слишком много, поэтому будущих жильцов нужно было привлечь чем-то особенным.
Адвокат, юрисконсульт нескольких банков и предприятий Александр Семенович Нежинский обладал приличным доходом и решил вложить свободные деньги в строительство доходного дома. В феврале 1911 года для этих целей неподалеку от своего дома Нежинские приобрели участок со старым трехэтажным строением.
- Я хочу, чтобы все было мистически, романтически... Эм, шикарно, изысканно, - заявила архитектору Сонгайло жена адвоката.
И зодчий, нужно сказать, не подкачал: доходный дом на Захарьевской действительно оказался весьма оригинальным сооружением. Среди творческой интеллигенции тех времен особой популярностью пользовались масонские заговоры, мистика, оккультизм и древние учения, то есть все таинственное и загадочное. Увлекающийся этими направлениями Сонгайло сделал беспроигрышную ставку на именно на них. Немалую роль сыграла и приверженность зодчего неоклассицизму и модерну. Сам архитектор был потомственным дворянином и получил образование в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге, а также совершенствовал свои навыки в Италии.
Страсть к мистике и оккультизму привела Сонгайло к Египту. Где, как не в этой стране можно было найти столько мифического и загадочного. По замыслу архитектору, доходный дом должен был изобиловать символами, поражающими взор и вызывающими трепет. Вдохновение зодчий черпал в росписях гробниц египетских фараонов.
«Да будет вечным священный Ра», - решил он и украсил фасады каменного шедевра многочисленными изображениями египетских богов.
Огромные статуи Бога Солнца появились по обеим сторонам парадного входа в здании – подобные изваяния возводили у гробниц фараонов. На его голове – солнечный диск, который обвивает священная кобра. Змеи в египетской мифологии трактуются по-разному – как в качестве символов зла, так и добра. Что именно хотел выразить архитектор, навсегда останется тайной.
Некоторые специалисты считают, что вход в здание очень похож на врата в храм египетской богини неба, любви, женственности и плодородия Хатхор с коровьими ушами, а две фигуры по бокам парадного крыльца принадлежат не Богу Ра, а фараонам.
Над входом также размещен крылатый солнечный диск – барельеф Ра, выше – изображение богини Хатор, ее ликом украшены и капители восьми массивных полуколонн на центральном фасаде здания. На резных деревянных дверях – многочисленные жуки-скарабеи, катящие перед собой шарики из навоза. Эти шарики ни что иное, как символ солнечного диска, который каждое утро выкатывается на небосклон. Стилизованные скарабеи, крылатый солнечный диск и лотосы украшали фасад, арку и внутренний двор.
Внимательный зритель разглядит на строении и многочисленные египетские иероглифы и петроглифы, сцены из мирской и загробной жизни египтян, лики различных мистических существ.
Арка во двор декорирована пилястрами, характерными для древнейшей мифической страны. Ее потолок украшен стилизованными изображениями летящих птиц и крылатых солнечных дисков.
Продолжается египетская тема на внутренних фасадах. В интерьерах здания древние мотивы встречаются только на правой парадной лестнице. В остальной же части дома сохранили отделку в стиле эклектики, которая была характерна для встроенного трехэтажного здания, приобретенного вместе с участком.
Новаторство и мистика в одном флаконе
Несмотря на обилие древнеегипетских символов и самобытность, пятиэтажный доходный дом был поистине новаторским, его смело можно назвать уникальным образцом русского модерна, оснащенного по последнему слову техники. Строение отличала рационально продуманная планировка и настоящая диковинка по тем временам – автоматизированный лифт системы «Штиглер». По некоторым данным, «Египетский дом» стал первым зданием северной столицы, где появился подъемник. Охраняли лифт сами египетские цари - по обеим его сторонам расположились изображения фараона Рамзеса IIВеликого и его благоверной Нифертари.
Не удивительно, что в 1913 году публика приняла этот египетский шедевр в центре Петербурга овациями, снять помещение в нем выразили желание многие именитые петербуржцы. Супруги Нежинский готовили для себя десятикомнатные апартаменты, однако на завершающем этапе строительства адвокат умирает. Вдова сохранила за собой дом, но жить в нем не стала – воспоминания об умершем муже оказались слишком болезненными.
Дом вызывал настоящее потрясение у людей того времени, в том числе, и у поэта Осипа Мандельштама, который одним из первых увидел новое здание. Оно вдохновило литератора на следующие строчки:
Я выстроил себе благополучья дом,
Он весь из дерева, и ни куска гранита,
И царская его осматривала свита,
В нем виноградники, цветник и водоем.
(Стихотворение «Египтянин», 1913 год)
Кстати, считается, что «Египетский дом» охраняют высшие силы. Так, например, во время сильных вражеских обстрелов в 1941 году, здание совершенно не пострадало, хотя фашистская авиация бомбила эту зону особенно сильно.
Связаны с домом и любовные легенды: предания гласят, что тем, кто мечтает о вечной любви, нужно поцеловаться в арке здания. И тогда брак станет особенно крепким, ведь его будут охранять всемогущие египетские боги.
Добавлю, что мятежный и смелый стиль нео-мемфис, объединяющий в себя самые разные направления, возвращает свою популярность в наше время. Эпатажность и яркость, кажущаяся нереальность оживляет интерьеры квартир и облики зданий. В следующий раз расскажу о том, как этот стиль применяется в современных интерьерах.