"Выходила Троеручица На крылечко с горней стражею" - С.Есенин.
"Федот Якимыч приехал на Медный рудник в сопровождении горного начальника и горной стражи" - Д.Н.Мамин-Сибиряк.
"Видел горная стража выскочила? Стража -то горная побаивается под землю лазить, им и вольготно там" - П.П. Бажов.
Во многих произведениях русских классиков XIX века встречается словосочетание "горная стража". Что это за служба и для чего она была предназначена, сейчас попробуем разобраться.
История военно-полицейского ведомства при Горном правлении на Урале в XIX - начале XX в.
Для развития золотопромышленности в России Правительствующий Сенат 28 мая 1812 года издал Указ "О предоставлении права всем Российским подданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну подати". Указ этот предоставлял право частным лицам участвовать в добыче золота, и вот, благодаря такому разрешению, менее чем за 10 лет добыча золота доведена была от 18 до 200 пудов в год.
В 1824 году после посещения Александром I Миасских вышла большая часть правил для золотых промыслов, находящихся в ведении казны. В предотвращение кражи золота, промывка его должна производится при нарядчике, штейгере и смотрителе рудника.
Последовало постепенное издание нормативных актов, направленных на организацию управления горным производством в других областях России и на создание новых подразделений горной полиции.
В 1829 году на казенных заводах и золотых промыслах учреждена была Горная стража, подчинённая горному начальству, из 7, 8 и 9 Оренбургских линейных батальонов, названных «горными».
Всего различных горных законодательных актов с 1806 г. по 1832 г. было выпущено 111, из них 11 непосредственно касались горной полиции.
После издания "Горного устава" 1832 г. правительством было принято до середины XIX в. еще 27 узаконений, касающихся организации специальной полиции.
В 1857 г глава третья "Горного устава" "О горной страже" подробно описывает цели, задачи, состав, обмундирование и вооружение, определяет жалование, пенсии и прочие мероприятия по организации военно-полицейского ведомства, которое подчиняется Горному управлению - администрации горных округов.
Вот некоторые обязанности Горной стражи, описанные в третьей главе: "..охранение денежных кладовых и магазинов с металлами, припасами и материалами, при заводах, рудниках, монетных дворах и заводских пристанях; карауле при Горных Правлениях и Заводских Конторах, при выплавке металла и выделке монеты; препровождение и охранение транспортов с денежными суммами и металлами; высылка в горные, лесные и вообще во всякие заводские и монетные работы людей, как живущих близ оных, так и в отдалении; содействие полиции на заводах, рудниках, окружных заводских селениях и пристанях, и вообще присмотре, где охранение казенного интереса, тишины и безопасности, а также скорость исполнения приказаний или предписаний горного начальства требуют..."
С началом царствования Александра II на горных заводах Урала начинается новая эпоха, горное ведомство демилитаризуется, проводятся серьезные политические и экономические реформы. После отмены крепостного права необходимость в особой «горнозаводской армии» отпала, и в 1863 г. горные батальоны были расформированы, а обязанности по охране казенных заводов перешла к гарнизонным частям военного ведомства.
24 мая 1870 года был утвержден Устав о частной золотопромышленности, который разрешал заниматься добычей благородных металлов всем русским подданным и иностранцам без различия сословий, за исключением только лиц, служащих в Горном департаменте, духовенства и лиц, лишенных прав состояния или потерявших все права и преимущества.
Сразу после утверждения Устава за порядком на приисках начинают следить горные полицейские. Горная полиция состояла из горных исправников, стоявших во главе горнополицейских округов, образованных там, где находились золотые и платиновые прииски частных лиц. Они отвечали за сохранение общественного порядка и безопасности. Горная полиция, также как и горная стража, подчинялась Уральскому Горному правлению и с обычной полицией связана не была.
10 мая 1874 г. министром внутренних дел была утверждена «Инструкция для горных исправников частных золотых промыслов», которая действовала до 1917 г. Согласно этой инструкции, горные исправники при исполнении своих обязанностей на приисках, руководствовались общими полицейскими законоположениями, а также Уставом о частной золотопромышленности, Горным Уставом и настоящей инструкцией. Они не имели права отвлекается ни на какие другие дела, кроме тех которые касались добычи золота и платины. Горный исправник наблюдал, чтобы рабочие следовали на промыслы и возвращались с них партиями, а не по одиночке.
Главная задача горного исправника заключалась в предотвращении похищения золота и преследовании не только похитителя, но и перекупщика. Подтверждают это и архивные документы, в частности, сообщение главного начальника горных заводов Уральского хребта Екатеринбургскому горному исправнику. В нем говорилось, что работающие на золотых приисках мастеровые, женщины, мальчики и девочки разными способами пытаются похитить золото. Они его глотают, скрывают в «отверстиях» тела, делают впадины на колодках обуви, забивая их глиной, для того, чтобы ступать ею на шлих и самородки, с этой же целью приносят на фабрику трости с выдолбленными концами. Все похищаемое золото они сбывают «перевозителям». В сообщении также перечислялись по фамилиям подозрительные лица, занимавшиеся сбытом золота. В заключении горному исправнику предлагалось: а) наблюдать задействиями и связями названных лиц; б) делать обыски «людьми достойными»; в) делать засады на трактах с целью внезапного окружения подозрительных лиц; г) обратить внимание смотрителя на колодки и запретить иметь рабочим трости.
По прибытии рабочих на прииски он обязан был проверить, у всех ли есть паспорта, а в случае обнаружения поддельного, просроченного или вообще неимения такового, поступить по закону. На золотых приисках, разрабатываемых исключительно одними старателями, рабочие допускались к работам только артелью, не менее 10-ти человек, согласно статьи 112 Устава о частной золотопромышленности. Горный исправник должен был контролировать, чтобы работы на промыслах производились без вреда для здоровья и опасности для жизни рабочих и чтобы во избежание несчастных случаев неукоснительно исполнялись указания окружных ревизоров или окружных инженеров.
Как единственные представители полицейской власти на частных золотых промыслах, исправники исполняли все законные требования и распоряжения высших, равных и низших присутственных мест и должностных лиц, касающихся до благоустройства золотых промыслов и находящихся там служащих и рабочих людей. Равным образом они исполняли все требования и распоряжения окружных ревизоров и окружных инженеров, как своих непосредственных начальников.
8 мая 1900 г. для охраны порядка и безопасности на золотых и платиновых промыслах в этих губерниях была учреждена горнополицейская стража, пешая и конная, во главе которой стояли горные исправники . В 1900 г. в подчинении 6 горных исправников находилось 249 урядника и 26 стражников, к 1917 г. их число увеличилось до 150 . На каждом прииске или системе приисков, где работало более 600 рабочих, должен был постоянно находится один горный полицейский.
17 июля 1901 г. была утверждена инструкция чинам горнополицейской стражи на золотых промыслах Урала. Горнополицейская стража состояла в непосредственном подчинении горных исправников, получая от них все поручения и приказания и докладывая им о своих действиях по службе. В отношении требований Горного Устава, стража исполняла все необходимые указания и распоряжения окружного инженера. Урядники и стражники при исполнении служебных обязанностей должны были находиться в форме, при оружии и носить бляху установленного образца. Исполнения закона и полицейских распоряжений горнополицейская стража должна была требовать твердо и настойчиво, но при этом не позволять себе грубого обращения и обид. Если же горнополицейский урядник или стражник сам подвергся оскорблению, то, не позволяя себе ни делом, ни словом никакой расправы с лицом, его обидевшим, он должен был составить протокол об этом и представить его горному исправнику. Защитой ему служила его должность.
Горнополицейская стража обязана была во вверенных ей участках охранять общественное спокойствие и следить за проявлением каких бы то ни было действий и толков, направленных против правительства, законных властей и общественного порядка, а равно к подрыву в обществе доброй нравственности и прав собственности. Для этого горные полицейские наблюдали за тем, чтобы не распространялись среди народа злонамеренные слухи и суждения; чтобы не допускались сходки и собрания, направленные против тишины и спокойствия, а также с целью устройства стачек; чтобы не происходили буйства и беспорядки и чтобы рабочие на приисках действительно получали полагающееся им по табели пищевое и фуражное довольствие надлежащего качества.
Горнополицейские стражники, заведывая участками на золотых и платиновых приисках, должны были находится в указанных начальством пунктах, причем конные должны были разъезжать по участку сколько воз-можно чаще, во всякое время дня и ночи. При этом они должны были наблюдать за безопасностью работ на приисках; за засыпкой шурфов или за надлежащим ограждением их; следить, чтобы никто на прииске не носил запрещенного оружия и не производил стрельбы в местах, где это запрещено; чтобы соблюдалась осторожность при погрузке и перевозке тяжестей,при быстрой езде и в других подобных случаях; чтобы в продаже не было испорченных припасов, дурно выпеченного хлеба, гнилого мяса или рыбы,испортившегося масла, овощей и прочего, а также одежды и вещей после больных и умерших от заразных болезней.
Горнополицейская стража обязана была наблюдать за исправным со-стоянием дорог, мостов, переправ, бечевников и за своевременным их ремонтом, за сохранностью телеграфных проводов, где таковые имелись, за установкой для безопасности в зимнее время вех по дорогам через реки,озера и поля и за сохранностью межевых знаков. Им поручалось также задерживать бродяг, беглых, дезертиров и беспаспортных, которых они немедленно сдавали ближайшим волостным старшинам или сельским старостам для последующей передачи обычной полиции.
Урядники и стражники следили, чтобы в населенных местах и у жилых помещений приисков были в готовности средства для прекращения пожара, а в случае его возникновения — спешить на место пожара и принимать меры к его тушению и охране жизни и имущества жителей,производить расследование о причинах пожара. Для охраны народного здоровья горнополицейская стража наблюдала: за исправным содержанием колодцев и источников, откуда бралась вода для питья и приготовления пищи; за сжиганием сена и соломы, употреблявшихся вместо постели для больных заразными болезнями, а также за проветриванием, обмыванием и окуриванием помещения и белья, оставшегося после заразных больных, руководствуясь при этом наставлением врача или фельдшера; за сжиганием или закапыванием подстилки из хлевов, где был падеж домашнего скота, а также за очисткой, обмыванием и проветриванием помещений, где находились больные животные, и предметов, с которыми они соприкасались; за погребением умерших от заразных болезней; за закапыванием павших от заразных болезней животных с изрезанными кожами, не дозволяя сбивать рогов и копыт; за истреблением бешеных животных; за тайным провозом и проносом вина и спирта на золотые прииски.
Они обязаны были преследовать конокрадство, для чего должны были обращать особое внимание на людей, слывущих на приисках за конокрадов, переводителей и укрывателей краденого скота, и следить за местностями, в которых, по народной молве, производился сбыт и укрывательство краденых лошадей и скота.
Горные полицейские обязаны были подавать помощь каждому, в том нуждающемуся, прекращать всякий беспорядок, а тем более явное нарушение закона, даже если бы для этого пришлось перейти на соседний участок. Если на месте случившегося несчастья или происшедшего беспорядка не было местного горнополицейского урядника или стражника, то увидевший это урядник или стражник, даже случайно проходивший мимо, обязан был тотчас же заменить его и сделать надлежащее распоряжение.
Если же горнополицейский урядник или стражник сам лично или через кого-либо узнавал о каких-либо противозаконных и преступных действиях, совершенных в чужом, хотя бы и отдаленном от места его службы, участке, то он не должен был оставлять этого без внимания, а обязан был разузнать по возможности подробно и обстоятельно, кто, где и в чем именно обвиняется, и сведения эти тотчас же представить по инстанции.
В случае несчастного происшествия на горных работах урядники,по получении словесного извещения, не ожидая прибытия на место окружного инженера, немедленно составляли протоколы. Они должны бы-ли следить за тем, чтобы соблюдались правила о найме рабочих, чтобы на приисках были виды на жительство всех рабочих и служащих, чтобы велись списки их и чтобы торговля в приисковых лавках велась правильно.
Стража наблюдала, чтобы при прекращении работ вследствие распоряжения заведующего промыслами расчет с рабочими был произведен по срок найма и чтобы окончательная расплата с рабочими не производилась квитанциями, хлебом, товаром и другими предметами. Основной задачей горнополицейской стражи была борьба с хищнической добычей золота на заброшенных приисках и других местностях и с тем, чтобы на приисках и вне их не производилась тайная продажа и скупка золота.
При проверке суточных записей в шнуровых книгах добытого золота ими проводился расспрос рабочих о находке самородков и освидельствование разновесов (золотников и доль), чтобы они были заводского изготовления, а не самодельные. Они следили также затем, чтобы указания и требования окружного инженера об исправлении в назначенный срок опасных или неправильных работ на приисках были исполнены владельцами в точности.
При неисполнении золотопромышленниками требований окружного инженера в назначенный срок, а также при нарушении ими правил о найме рабочих и обязательных постановлений Уральского Горного правления, горнополицейский урядник составлял об этом протоколы и представлял их через горного исправника окружному инженеру для привлечения виновных к ответственности.
Каждому горнополицейскому уряднику или стражнику горный исправник выдавал записную книжку для внесения в нее необходимых заметок, а также особых поручений и приказаний тому, кому книжка выдана. В эту книжку заносились имена и фамилии арестованных, при-чины задержания их, под чьим надзором они находились или кому сданы, а также время и продолжительность своих отлучек с участка. Записную книжку и инструкцию горнополицейские урядники и стражники обязаны были всегда иметь при себе.
Горная полиция содержалась за счет казны (две трети суммы) и засчет особого сбора с золотопромышленников (одна треть суммы). С 1905 г. этот особый сбор стали собирать Съезды золото- и платинопромышленников, распределяя его на всех промышленников в зависимости от количества добытых ими пудов золота или платины, количества рабочих поденщин, отработанных в течение года, и размеров прииска .
Оклады жалования горным полицейским устанавливались губернаторами и не должны были превышать для урядников 300 руб. в год, а для стражников — 180 руб. Сверх жалования чины стражи получали при командировке на прииски квартиры с отоплением и освещением, перевозочные средства, пищевое довольствие и фураж за счет владельцев приисков; вне приисков — дополнительное денежное довольствие на наем квартиры, пищу и фураж за счет средств, выделяемых на содержание горнополицейской стражи.
По распоряжению Временного правительства от 3 марта 1917 г. вся полиция в России была заменена народной милицией. В соответствии с этим 29 марта 1917 г. министр внутренних дел утвердил решение, по которому вместо горнополицейской стражи была создана горноприисковая милиция, а вместо горных исправников появились горные комиссары; все эти должности отныне становились выборными.
Круг деятельности горной милиции остался прежний: охрана труда,имущества и личной безопасности приискового населения, охрана недр от хищнической разработки, исполнение поручений окружных инженеров и других правительственных агентов, принятие первоначальных экстренных мер до приезда окружных инженеров при возникновении конфликтов и недоразумений между рабочими и предпринимателями, борьба с нелегальной скупкой золота и платины, а также с пьянством в приисковых районах. В конце 1917 г. горная милиция на Урале была распущена.