Найти тему

Почему насилия и зла в мире стало меньше с течением времени? (обзор книги Стивена Пинкера)

Стивен Пинкер, TED
Стивен Пинкер, TED

Стивен Пинкер, известный ученый-популяризатор, автор объемной (и обозреваемой в данной статье) книги "Лучшее в нас" (Альпина нонфикшн, 2020), предпринял довольно непростую задачу - убедить читателя, что мир стал лучше и безопаснее, в нем стало меньше насилия и зла. Работа получилась противоречивая, хотя и содержащая сотни, если не тысячи ссылок на всевозможные исследования, подтверждающие прямо или косвенно основной тезис автора.

Первая часть книги описывает быт и нравы людей, живших как на заре развития цивилизации (каменный век), так и сравнительно недавно - в 17-19 вв. Пинкер утверждает, что по уровню жестокости они сильно отличались от современных людей. В частности, им были присущи (как нечто само собой разумеющееся и не осуждаемое общественным мнением): инфантицид, массовые изнасилования, каннибализм, крайняя жестокость по отношению к врагу, мракобесные религиозные ритуалы (жертвоприношения, охота на ведьм и т.д.), отвратительные и жестокие развлечения (и речь далеко не только о гладиаторских боях), работорговля и т.д. Все это он подкрепляет многочисленными историческими фактами, которые служат обозначением разительного контраста между тем, что было и что есть сейчас. По его данным, с доисторических времен по настоящее время число убийств упало с 1000 чел. на 100 тыс. (по миру) до 1 чел. на 100 тыс. (в Европе), т.е для Европы - в тысячу раз.

Он задается вопросом (и в этом, очевидно, цель книги): почему так? Что произошло такого, что человек перестал считать это нормой, изменился и стал на порядок гуманнее? Он ссылается на идеи Норберта Элиаса, изложенные в книге "О процессе цивилизации" и придерживается подобной аргументации на протяжении всей книги, дополняя её новыми данными. Так в чем же дело?

Первая причина - это возникновение государства. И несмотря на то, что первые государства были жестокими деспотиями, они смогли упорядочить общественые отношения и дать понятные правила жизни. Монархам было не выгодно, когда из-за бессмысленной жестокости сокращалось рабочее население, падали налоговые поступления в казну, сокращалась база для рекрутинга солдат и т.д. Появление государственной власти снизило насилие существенным образом, но дальнейшее его снижение зависело впоследствии от образования населения и типа политической системы общества - более демократичные страны демонстрировали меньшее насилие, чем авторитарные. При этом по грубым прикидкам до 20 в. за всю историю государства убили от 133 млн. до 625 млн. своих граждан в результате государственного насилия того или иного рода. Хотя даже это было меньше, чем если бы государств не существовало и вовсе.

Вторая причина - возникновение рыночной экономики, предлагающей торговлю вместо войны. Вместо того, чтобы брать на себя дополнительные риски, наступая войной на другие государства монархам стало выгодно вести с ними торговлю. Вместо вражды и ненависти люди стали ценить друг друга как потенциальных продавцов нужных товаров и платежеспособных покупателей.

Третья причина - "гуманитарная революция". Она произошла после изобретения Гутебергом в 1492 г. книгопечатного станка. Количество книг стало резко расти, а с ними росла и грамотность в Европе. Читающие люди стали расширять кругозор, стали лучше понимать страдания других людей и тем самым стали более эмпатичными. Читающий человек уже не абсолютизирует свои ценности, он понимает их относительность. К массовому просвещению добавились новые технологии, развитие транспорта и городов, рост общеевропейского космополитизма. Это позволило идеям быстро распространяться, а в условиях демократии обсуждать их и принимать, если они были продуктивны для общества.

Есть и другие любопытные идеи в книге Пинкера. Например, он пишет, что расхожее мнение о том, что в тоталитарных государствах маленькая преступность, а потому якобы нужна "жесткая рука" для наведения порядка, не подкрепляется фактами. Да, в тоталитарных государствах насилия меньше, но его почти нет и в демократических странах (например, при сравнении Европы и Китая цифры - в пользу Европы).

Пинкер пишет и о т.н. "культуре чести", т.е. такой философии жизни отдельных людей и обществ, при которой честь дороже жизни, а потому попранная честь требует немедленного ответа в виде жестокой мести и т.д. Такому типу менталитета он противоспоставляет либерализм и толерантность (терпимость), когда люди не склонны размениваться на абстрактные идеи вроде "чести" и готовы терпеть и спускать с рук выходки разного рода грубиянов, а вместо мести им пользоваться правоохранительной системой. Культуры чести всегда демонстрируют очень высокий процент убийств. Пинкер показывает, что со временем общества отошли от этой философии, хотя кое-где она еще сохранилась.

В целом, книга Пинкера стоит того, чтобы прочесть её самостоятельно, хотя она около тыысячи страниц и, надо признаться, довольно затянута и изобилует повторами. Сам же Пинкер не похож на идеалиста, он пишет, что снижение насилия в мире - это эмпирический факт, но не есть свидетельство некоего объективного закона истории, т.е. насилия не обязательно будет меньше в будущем - оно может вернуться, когда пропадут факторы, его сдерживающие (анархия, падение благосостояния населения и т.д.). Но пока Пинкер не видит оснований для тревоги, а потому заключает, что мы живем в самом безопасном и комфортном мире из существовавших когда-либо ранее в нашей истории.