Николай Николаевич Шелгунов (род. 7.06.1864) был внебрачным сыном Людмилы Петровны Шелгуновой, жены дворянина Николая Васильевича Шелгунова, и революционера Александра Серно-Соловьевича, жившего в эмиграции в Швейцарии. Николай Васильевич принял и воспитал пасынка. В период обучения в Петербургском морском училище 20-летний Николай организовал революционный кружок. После окончания училища гардемарин Шелгунов был отправлен в трёхлетнее плавание, однако у берегов Сингапура был снят с корабля и доставлен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил организатора кружка к 8 годам каторги. Благодаря хлопотам отчима и чистосердечному раскаянию Шелгунова приговор был смягчен. Морского офицера разжаловали в солдаты и отправили служить в Александрополь (ныне Гюмри) Эриванской губернии. Через 3 года Николая перевели в Пятигорск, где произвели в офицеры.
В 1892 году Николай Шелгунов женился на Александре Лакиер, дочери известного таганрогского геральдиста. 8 февраля 1894 года у пары родилась дочь Александра. Однако через 9 дней супруга Шелгунова скоропостижно скончалась от туберкулёза. Николай отдал дочь на воспитание бабушке, а сам поступил в Горный институт. После его окончания он работал инженером мартеновского цеха на металлургическом заводе в Таганроге. Затем был приглашён на работу в Сулинский завод, сначала в качестве заведующего мартеновским цехом, затем с 1904 по 1906 год директором завода. В 1908 году Шелгунов был назначен главноуправляющим заводами Богословского горнозаводского округа. Он приехал в Богословск вместе со своей дочерью.
С вступлением в должность главноуправляющего Богословским горным округом Шелгунов сразу запустил закрытый до того времени Надеждинский завод, построив там пятую домну и усилив производство кровельного железа высокого качества и доступного в цене. В Богословском заводе производительность меди повысил с 200 тысяч до 300 тысяч пудов в год. В течение года он сумел упорядочить отношения к рабочим, ввёл регулярные платежи и составил на 1909 год смету с чистой прибылью в 2 миллиона рублей.
Семейная драма произошла 29 января 1909 года в 2 часа дня. Шелгунов вернулся ночью домой из Екатеринбурга, куда ездил по делам завода в банки и к частным лицам. Утром, перед тем, как отправиться в заводскую контору, он обнаружил в письменном столе 14-летней дочери папиросы. От гувернантки он узнал, что их приносил девочке кучер. Александра понимала, что отцу не понравится её поступок, а также то, что в день встречи Нового года она посещала заводской клуб.
Страх перед строгим и требовательным отцом и ожидание бурного объяснения подтолкнули девушку пойти в отцовский кабинет и достать хранившийся там всегда заряженный револьвер. Выйдя в прихожую, она увидела возвращающегося домой отца. Когда Шелгунов взялся за ручку звонка, дочь открыла дверь парадного крыльца и, направив дуло пистолета в грудь отца, дважды выстрелила. Смертельно раненый Шелгунов успел крикнуть дочери:
«Шура, это я, отец твой! Что ты делаешь?!»,
но видя, что дочь продолжала в него целиться, повернулся и выбежал на улицу, где сделав несколько шагов, упал, сраженный ещё двумя выпущенными в спину пулями. Очевидцы наблюдали эту сцену, буквально окаменев от ужаса и неожиданности произошедшего.
1 февраля 1909 года 44-летнего Николая Николаевича Шелгунова похоронили на кладбище Богословского завода, о чём имеется запись в метрической книге. Погребение вместе с другими священниками совершил 64-летний протоиерей Введенского собора Василий Петрович Словцов (1844–1924). До настоящего времени могила главноуправляющего Богословским горным округом не сохранилась.
Дочь Шелгунова была задержана и подвергнута судебно-медицинскому освидетельствованию комиссией врачей-психиатров в Перми. Врачебная комиссия признала её психически больной. Суд прекратил производство по уголовному делу, признав, что малолетняя дочь действовала в болезненном состоянии. Суд постановил определить Александру Шелгунову в московскую лечебницу для душевнобольных. Через два с половиной года бабушка Александры, Елена Марковна Лакиер, подала в суд ходатайство об освобождении внучки из лечебницы и выдаче её на поруки. Суд удовлетворил её прошение.
В дальнейшем Александра вышла замуж за племянника бабушки, Константина Викентьевича Комнино-Варваци, который был старше жены на 13 лет, и у них появилась на свет дочь Ляля. Но это была уже совсем другая история…
Источники: https://ok.ru/group51542815408326/topic/66060049899718
https://ok.ru/group51542815408326/topic/153361504520390
Уральская жизнь. – 1909. – № 36
Фотографии улучшены и раскрашены при помощи нейросетей