«Боинг 747 знаменует собой конец эры больших четырехмоторных самолетов. Увидим ли мы когда-нибудь их возвращение?»
Последний из 1574 самолетов Boeing 747 покинул завод компании в Эверетте, штат Вашингтон, и будет доставлен Atlas Air в начале следующего года.
Этот планер завершает замечательную 54-летнюю производственную программу, а 747-й присоединяется к Airbus A380 в конце программы четырехмоторных широкофюзеляжных авиалайнеров. 50 лет назад Jumbo Jets рассматривались как решение, позволяющее снизить стоимость места за милю и открыть совершенно новую отрасль: недорогие авиаперевозки.
Тем не менее, неустанное стремление к снижению стоимости места за милю в сочетании с высокими ценами на топливо совпало с переходом авиационной отрасли от узловых операций к полетам из пункта в пункт с использованием самолетов меньшего размера. Боинг 747 еще несколько лет будет эксплуатироваться в качестве грузового самолета, но его дни в качестве пассажирского перевозчика сочтены.
В конце концов оно должно было закончиться. С конвейера завода Boeing в Эверетте, штат Вашингтон, сошел последний Boeing 747, грузовой самолет Dash-8 для Atlas Air. Самолет будет доставлен грузовому перевозчику в начале 2023 года.
Самолет завершает невероятную 54-летнюю инженерную программу. Boeing 747 был рискованным предприятием, которым руководили Малкольм Стэмпер и легендарный главный инженер Джо Саттер. Как авиалайнер, проект был инициирован Pan Am, авиакомпанией, которая стала пионером реактивных перевозок, которая хотела самолет в два с половиной раза больше, чем нынешний 707, с на 30 процентов более низкой стоимостью места в миле.
С продвижением разработки реактивных двигателей проект стал осуществимым с использованием технологий 1960-х годов, и Pratt & Whitney разработала турбовентиляторный двигатель JT-9D с высокой степенью двухконтурности для применения. Стартовый заказчик, компания Pan Am, хотела получить самолет к концу 1969 года, а это означает, что инженерные группы Boeing у них было на треть меньше времени, чем обычно, для проектирования и создания самого технически сложного проекта гражданского самолета, который когда-либо предпринимался до того времени.
Были разработаны сверхзвуковые транспортные средства нового поколения, такие как Concorde и Boeing 2707. Характерный горб, закрывающий кабину, был продуманной дизайнерской идеей, позволяющей иметь носовую загрузочную дверь, что делало 747 полезным в качестве грузового самолета после того, как его ожидаемое обслуживание пассажиров закончилось. Так и произошло, хотя и на четыре десятилетия позже, чем ожидалось. Поскольку программы сверхзвукового транспорта потерпели неудачу, более низкая стоимость места в 747-м создала совершенно новую отрасль доступных авиаперевозок.