Найти тему
Записки артистки балета

Терракотовая армия

Вчера занесло меня на ВДНХ. В павильон номер 21, где проходит выставка «Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая». Но шла я туда не только ради выставки. Вчера, то есть 4 февраля, там прошел праздник Китайских фонарей.

В программе праздника выступления китайских барабанщиц, танцы с фонариками, веерами, мастер-класс по оригами, фотосессия в национальных костюмах и другие мероприятия.

И все же главной целью - была выставка.

Думаю многие знают историю одного из важнейших открытий XX века - открытия "Терракотовой армии". Произошло оно совершенно случайно (как это довольно часто бывает). В марте 1974 года в полутора километрах к востоку от горы Лишань местные крестьяне, выкапывая колодец, обнаружили фрагменты нескольких терракотовых статуй. Это была первая находка. В мае того же года из числа местных археологов был сформирован специальный археологический отряд, который провел первые научные раскопки. А спустя два года начались серьезные археологические изыскания, в результате которых на площади более 20 000 кв.м. после 22-х веков нахождения в земле миру была открыта грандиозная Терракотовая армия: почти 8 тысяч фигур воинов, всадников и лошадей, а также тысячи единиц оружия и других артефактов. Было обнаружено четыре сектора подземных сооружений, каждое из которых представляет собой прямоугольную камеру. В 1979 г. погребальный комплекс приобрел статус Музея-мавзолея Императора Цинь Шихуанди, и все желающие получили возможность увидеть Терракотовую армию своими глазами.

Воины Терракотовой армии были изготовлены, раскрашены, снабжены оружием и расставлены в боевом порядке, чтобы сопровождать Императора в его загробной жизни. Строители мавзолея пытались сделать все, чтобы сохранить Терракотовую армию от возможного ее разрушения в будущем. Однако не все воины дошли до нас в идеальном состоянии, Большая часть фигур была раздавлена тяжелой крышей, обрушившейся с течением времени.

Работы по их реставрации продолжаются и сейчас. На сегодняшний день
восстановлено 1225 изображений воинов и 88 лошадей.

Кропотливая работа реставраторов по восстановлению древних глиняных фигур невероятно трудна. Отсутствие естественного света и необходимого пространства делают реконструкцию статуй крайне сложной. Ведь фигуры нельзя перемещать, так как в этом случае высок риск их поломки. Для реставрационных лабораторий выделяются места прямо в ямах. В первую очередь нумеруют все найденные фрагменты, затем собирают крупные куски, в самую последнюю очередь крепят кисти рук и головы. Часть фрагментов соединяют между собой штифтами, часть - с помощью клеевого состава. Но даже самая тщательная реставрация не в состоянии вернуть статуе ее первоначальный вид. Довольно часто остается незавершенная часть или какое-то пустое пространство, которое необходимо заполнить. После реставрации с помощью лебедки статуи устанавливаются на тоже место в ряду солдат, где они находились изначально.

В одном из залов детально воссозданы в натуральную величину статуи терракотовых воинов и лошадей.

Терракотовые воины представляют собой пустотелые глиняные статуи. Вес каждой фигуры более 130 килограмм, высота 180-190 см. Вылепленные в полной амуниции того времени с соблюдением деталей и знаков отличия, фигуры дают обстоятельное представление о том, как выглядела армия империи Цинь III века до н.э.

Стоит сказать, что ни один воин не повторяется. Каждый имеет свои индивидуальные черты лица и комплекцию. Каждая фигура это своего рода произведение искусства, что объясняется высоким уровнем мастерства и усердия древних скульпторов.

Облачение солдат представляет собой некое подобие халата или плаща с запахом длиной до колен. Волосы воинов были уложены в узел и перевязаны лентой или ремешком - такой узел отличал воинов младших рангов. Воины рангом выше заплетали на затылке мелкие косички.

В 1988 году были найдены шлем и броня, выполненные из каменных пластин, которые накладывались друг на друга как рыбья чешуя. У представленного на выставке панциря есть наплечники и длинный своего рода фартук спереди, максимально защищающий его владельца. Обнаруженные доспехи представляли собой слой из тысяч кусочков, разбросанных по поверхности, как гигантская игра домино, лишний раз доказывая всю сложность и нетривиальность задач, которые приходилось решать археологам и реставраторам. Правда, словно в помощь современным ученым, обратная сторона каждой пластины была пронумерована древними мастерами для удобства сборки брони.

Всего при раскопках было найдено порядка 150 доспехов и свыше 50 шлемов,которые были прототипами реальных панцирей из кожи и металла. Найденные каменные доспехи имели ритуальный характер и сделаны исключительно для погребального использования. Вес брони достигает 18 кг, а шлема - 3 кг.

-7

Изначально все воины армии были цветными. При их раскрашивании использовались краски максимально реалистичных оттенков. Статуи буквально оживали: натуральный цвет кожи, яркие одежды и всевозможных цветов доспехи. Однако в те времена краски применялись минеральные, и после длительного времени нахождения в земле они постепенно исчезали, в конечном итоге на воинах оставались лишь редкие следы былого цветового великолепия.

-8

С самого начала раскопок реставраторам пришлось решать сложнейшую задачу по сохранению статуй: под воздействием воздуха лак на изваяниях растрескивался и осыпался вместе с краской. На выставке представлены статуи в том виде, каким они могли быть до погребения.

Также в экспозиции выставки представлена Боевая колесница - двухколесная повозка, открытая с задней стороны, запряженная парой или четверкой лошадей, на которой находились двое и более воинов. Боевые колесницы являлись ударной силой войска, находясь на переднем фланге.

Кроме глиняных воинов при раскопках были найдены и другие терракотовые персонажи. Эти статуи выделяются своей непохожестью на прочие тысячи фигур Терракотовой армии. Они преисполнены достоинства, со скрещенными на животе руками, спрятанными в широкие рукава одежды, на них надет небольшой головной убор из кожаной ленты, перевязанный бантом под подбородком. Идентификация этих 12 фигур как чиновников возможна благодаря инструментам их ремесла, которые висят у них на поясе: короткий слегка изогнутый нож с ручкой в виде большого кольца и точильный камень для его заточки. В дополнение к кистям и чернилам, этот тип ножа был одним из самых важных инструментов писарей, поскольку лезвие использовалось для разглаживания деревянных или бамбуковых табличек и стирания неудачно нарисованных иероглифов.

-11

Из экспонатов представленных на втором этаже, пожалуй особо стоит остановиться на двух великолепных бронзовых колесницах, которые были найдены в 1976 году в деревянных ящиках. Они были сильно повреждены и раздроблены на 1 555 фрагментов. В течение нескольких лет их восстанавливали искусные китайские реставраторы, чтобы продемонстрировать миру эти образцы высокого мастерства древних ремесленников. Бронзовые колесницы, запряженные четверкой лошадей, выполнены в половину натурального размера.

Открытую колесницу с большим зонтом еще называют «высокой колесницей», так как она находилась впереди «комфортабельной» колесницы и, следовательно, могла предназначаться для ее сопровождения.

По сравнению с «высокой колесницей», вторая значительно больше. Ее называют «безопасной» или «комфортабельной» колесницей. Пассажир в повозке путешествовал сидя. Четверка лошадей с богато украшенной упряжью управлялась колесничим. В повозке были окна и дверь, которые свободно открывались. Снаружи стены повозки были украшены изображениями драконов - это символ Императора. Изнутри - изображениями облаков и птиц. Крыша напоминает черепаший панцирь. Колесница состоит из 1 742 бронзовых деталей, 988 серебряных и 732 золотых. Предполагается, что эта роскошная колесница и ее эскорт ожидали высокопоставленного пассажира - душу Первого императора, которая должна была в ней отправиться в путешествие по загробному миру.

Кроме колесниц вблизи мавзолея были найдены 46 бронзовых фигур водоплавающих птиц в натуральную величину. Лебеди были запечатлены плывущими или стоящими на берегу, утки - ловящими рыбу или резвящимися в стаях, журавли - с красивым изгибом их длинных шей. Журавли в Китае считаются символом долголетия.

Используя современный научный подход, китайские исследователи продолжают разрабатывать всевозможные новые методы сохранения Терракотовой армии. Реставрационные работы ведутся только в тех камерах, где исследователи имеют четкое понимание того, как сохранить хрупкие реликвии. Реставрация статуи Терракотовой армии будет еще много лет оставаться одним из самых впечатляющих археологических проектов в мировой истории.

Остается нетронутым и недоступным сердце мавзолея Первого императора, его усыпальница в горе Лишань, место, где покоится сам Цинь Шихуанди. Китайские археологи и реставраторы утверждают, что распечатывание гробницы может привести к ее обрушению и повреждению многих бесценных с художественной и научной точки зрения артефактов. Считается, что современные технологии еще не развились до такой степени, чтобы гарантировать целостность и сохранение древних реликвий.

-15

Так же интересно посмотреть на шикарные костюмы. которые носили представители различных сословий времён империи Цинь.

-16

От одежды для работы до костюма императора.

В последнем зале второго этажа можно представлена экспозиция из собрания Государственного музея Востока, включающая подлинные скульптуры времен Терракотовой армии.

Скульптурная керамическая группа придворных девушек - музыкантов, играющих на различных инструментах.

-18

Китайские монеты периода Хань, отливавшиеся из бронзы.

-19

Изображения животных, связанных с символикой сторон света: дракон (Восток), тигр (Запад), птица (Юг] и черепаха со змеей [Север).

-20

Фантастические существа, соединяющие реализм с фантазийными элементами. Например, скульптура «Дух земли», где птица имеет голову человека, фантастические драконы и т.д. Подобные предметы, как и бронзовые зеркала, служили в погребении оберегами.

Широко используются в это время бытовые предметы, в частности, разнообразные керамические сосуды. Один из них, покрытый зеленой поливой на основе железных окислов, имитирует драгоценные нефритовые сосуды.

-22

Так что, если вы еще не успели побывать на выставке, то еще есть время. Выставка продлится до 26 марта.

Цены... Цены, увы...

Взрослый билет в будни стоит 1100 р., в выходные - 1250 р. Льготный билет (дети до 18 лет, студенты, пенсионеры, инвалиды 1-ой и 2-ой группы и/или дети-инвалиды, ветераны ВОВ, Герои СССР и РФ, члены многодетных семей) - 850 и 650 р. соответственно.