Найти в Дзене
Красиво внутри

Есть вы, а есть остальные. С интерьером точно также

Keiko Ogawa, “Tea, Yellow House”
Keiko Ogawa, “Tea, Yellow House”

Подход к интерьеру всегда личностный. Что учесть? Очевидно: образ и ритм жизни, привычки текущие и желаемые, потребности и пожелания. Не очевидно: личные страхи, переживания, что из личного выразить, а что оставить за кадром.

Процесс работы над интерьером, пожалуй, схож с работой художника-портретиста.

«Портретист усаживает, например, субъекта, чтобы снять с него портрет, приготовляется, вглядывается. Почему он это делает? А потому, что он знает на практике, что человек не всегда на себя похож, а потому и отыскивает «главную идею его физиономии», тот момент, когда субъект наиболее на себя похож. В умении приискать и захватить этот момент и состоит дар портретиста.» (Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя», 1873)

Sir John Lavery RA, Mrs Osler, 1929
Sir John Lavery RA, Mrs Osler, 1929

Интерьер помогает художнику передать тонкие черты характера своего героя. Сознательный жест – изображение реального пространства – для выражения единения образа человека и пространства, которое он занимает.

Эдгар Дега, Луи Эдмон Дюранти, 1879
Эдгар Дега, Луи Эдмон Дюранти, 1879

Примеров множество. Портрет Эдмона Дюранти не случайно написан художником в привычной обстановке кабинета. Не трудно угадать страстность и мощный темперамент героя. Книги на заднем фоне, словно мчащиеся мысли в голове литературного критика, сложные и противоречивые.

«Можно ли уловить душу человека, пришедшего именно с той целью, чтобы с него писали портрет? Что такое выражает лицо его во время сеанса? Чем он занят? Чем развлечен? Сидит, не смея шевельнуться. Великие художники имеют способность презирать и улавливать душу даже в такие глупые моменты бессмысленной неподвижности. Впрочем, я все-таки полагаю, что портрет должен быть исторической картиной, в которой изображаемое лицо было бы действователем: тогда только в нем будет смысл, жизнь, виден характер того, с кого пишут». (Цитата П. А. Федотова из книги «Павел Федотов», Кузнецов Э. Д., 1990)

Значительность и незаурядность княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой подчеркивает обстановка ее очаровательного будуара. Из всех интерьеров Дворца на Мойке Серов выбирает именно этот, точно аккомпанирующий притягательной аристократичности и утонченности героини портрета.

Серов, Портрет Зинаиды Юсуповой, 1902
Серов, Портрет Зинаиды Юсуповой, 1902