Найти тему

Чем бы ты наполнил фарфоровую чашку с кобальтовой сеткой?

— Воспоминаниями о лете, а может, счастьем и мечтами, чаем с мятой или горьким кофе...
Кобальтовая сетка — петербургский рисунок. Его создала блокадница Анна Яцкевич, вспоминая, как заклеивали ленинградцы свои окна во время бомбежек.

Семейный архив сотрудника Школы ИЛИ
Семейный архив сотрудника Школы ИЛИ

На уроках истории в 6 и 7 классы погружались в блокадное прошлое, пытаясь почувствовать хотя бы отдаленно, что чувствовали они — те люди, которые жили в здании на Моховой 27-29, топили эти позолоченные печи с амурчиками тем, что осталось шкафами, книгами, стульями, чтобы выжить.

«Мастерская» — необычное занятие. Здесь нет учителя, лектора, навигатора. Во время мастерской мы опираемся на свои чувства, эмоции, которые приходят к нам через тексты, музыку, живопись, фотографии.

Сначала ребята выбрали себе изображение знаменитой чашки с кобальтовой сеткой. Им было предложено ее наполнить тем, что приходит на ум, зачитывали свои версии. Затем они узнавали историю орнамента.

После читали письма блокадников и писали, что чувствуют авторы и что чувствуем сейчас мы. Обменивались найденным и удивлялись, что страх и ужас тех дней не исчезает со временем.

В середине мастерской мы слушали отрывок «Нашествие» из 7-ой симфонии Д. Д. Шостаковича и записывали поток образов, мыслей, цветов, эмоций. Затем прочитывали вслух, отметив какое-то гипнотическое свойство этого отрывка.

Во время блокады люди часто писали своим домочадцам и соседям по квартире записки. Телефонов не было, и такая записка пришедшего с дежурства человека означала — жизнь. Он цел, невредим. Клочок бумаги с фразой мог быть той ласточкой, которая обнадеживала или оставалась последним воспоминанием, если человек не возвращался.

Мы читали стихи, написанные в блокаду, и ребята выбирали одну строчку, которую они написали бы на записке своим родным.

Итоговое задание мастерской: собрать все написанное, прочувствованное за этот час и создать текст-письмо тем людям или тому времени, городу Ленинграду — в прошлое.

Автор: Надя Завальная, педагог истории школы ИлИ

Подпишитесь на наш канал!