У Жанны Валерьевны везде были «свои люди», в любой государственной и частной структуре. Если бы вы намекнули, что вам нужны секретные сведения из Пентагона, она бы сказала:
- Ой, без проблем. Там работает Мишенька, то есть теперь Майкл, внучатый племянник Ивана Петровича, который троюродный брат одноклассника соседки моей бывшей однокурсницы. Сейчас найду его телефон.
Поэтому для окружающих она была очень полезна. Причем ее даже не надо было просить, она сама охотно и с энтузиазмом вызывалась помочь и немедленно начинала названивать «нужным людям».
- В субботу с утра я занята, к окулисту на десять записалась, - упомянула я Жанне Валерьевне мимоходом.
- О! Тебе к окулисту надо? – обрадовалась Жанна Валерьевна. – У меня как раз есть знакомая, троюродная сестра моей соседки, она в поликлинике на Заборомонтаже окулист, я сейчас позвоню, скажу, чтобы она тебя сегодня приняла.
- Не надо! – энергично запротестовала я. – Во-первых, я по месту жительства совсем к другой поликлинике приписана. Во-вторых, я уже записалась на удобное для меня время, сегодня я занята. И вообще, не утруждайте себя и постороннего человека.
- Нет-нет, что ты говоришь, какое «утруждайте»! – возмутилась Жанна Валерьевна. – Люди должны помогать друг другу. Зачем тебе идти к посторонним, да еще за деньги, когда у меня свой человек в поликлинике, надежный, знающий, бесплатно тебя примет. Сейчас ведь чужим доверять нельзя, все по блату, все к своим!
- Моя окулист тоже не особо «чужой», я у нее уже несколько лет обследуюсь, она отличный специалист и мои глаза хорошо знает. И я лучше платно пойду в свободное время, чем бесплатно в ущерб работе, - возразила я.
Но Жанна Витальевна уже набрала номер и что-то кричала в трубку.
- В отпуске она сейчас, в Сочи отдыхает. Говорит, приехать не может. Ничего, как из отпуска выйдет и приедет, я ей позвоню насчет тебя, - сообщила Жанна Валерьевна, дав отбой.
Я представила эту несчастную троюродную соседку сестры. Вот она загорает на пляже, или сидит в кафе, или ходит по магазинам, или любуется видами на экскурсии, или что там еще отпускники делают. И тут ей звонят с требованием немедленно приехать и проверить зрение у незнакомой дамочки. Бесплатно. На своем рабочем месте, когда по документам она в отпуске. Я понадеялась, что через месяц Жанна Валерьевна забудет о моих глазах. Хотя сомнительно, с учетом того, что она полностью проигнорировала все мои слова.
Племянник Жанны Валерьевны распрощался с тетей и, стоя в прихожей, стал вызывать такси.
- Ты какое вызываешь? Икс? Подожди, в такси Игрек у меня ж Петенька работает, друг сына нашего главбуха. Лучше, если тебя свой отвезет, он осторожнее на дороге будет, и вообще, так надежнее.
И Жанна Валерьевна взяла телефон. После продолжительного разговора, за время которого могли уже подъехать десять такси, она сообщила о результатах:
- Петенька сегодня выходной, выпил уже, за руль не сядет. Но я попросила его договориться с его знакомыми. Он по второй линии договорился с одним родственником. Тот через час едет домой, сможет захватить тебя по дороге. Только, чтобы ему крюка не делать, тебе нужно у магазина «Цветы» его ждать, что на Гагарина. Всего пара кварталов от нас, да через парк пройти.
Племянник, сожалеющий о том, что не пошел тупо на автобусную остановку, вышел из дома и остановился у подъезда в размышлениях. Что лучше? Послать все и вызвать такси сейчас, и пусть этот родственник Петеньки его не найдет, матюкнется и уедет? Или пойти к магазину – человек обещал его подвезти, будет ждать своего пассажира, нервничать, названивать.
- Ремонт в кухне собираюсь делать, - сообщила Жанне Валерьевне недавно въехавшая соседка, не подозревая о последствиях такого необдуманного поступка.
Жанна Валерьевна развила бурную деятельность и нашла соседке электрика, плиточника (он же полы стелет), сантехника и штукатура. Все свои, проверенные, надежные.
Сантехник срезал кран и трубы, чтобы заменить на новые, и пропал. Как потом выяснилось, ушел в запой. Электрик выставил такую цену, что соседка, предусмотрительно изучившая средние цены по городу за такой объем работ, сама отказалась от его услуг.
Штукатур выровняла стены и поклеила обои, а насчет потолочных плинтусов сказала:
- Ну тут сами доклейте, тут делов на полчаса. А то я сегодня в деревню уезжаю на неделю, не успеваю. Да, и там под подоконником я не успела кусок обоев доклеить, он уже вырезан по размеру, сами доклейте. Там делов на пять минут.
После этого соседка зареклась упоминать при Жанне Валерьевне о каких бы то ни было планах. Впрочем, так делают почти все из окружения Жанны Валерьевны. Потому что обронишь ненароком, что хочешь новые окна вставить, а она не только посоветует тебе знакомого мастера – двоюродного дядю Маши, знакомой ее троюродной тети, но и успеет договориться с этим мастером на завтра на четыре часа. И неважно, что окна ты собирался ставить через полгода, а пока у тебя денег нет, и вообще, уже передумал.
Лично я прекратила общение с Жанной Валерьевной после того, как она обрадовала меня новостью - я буду четыре раза в неделю бесплатно заниматься английским с дочерью друзей родственников ее друзей (или родственников друзей ее родственников?). Она уже договорилась, сегодня в пять они придут. В пять у меня другой ученик? Ну, придется отменить.
Еще рассказ о безвозмездной помощи ближним и дальним своим:
Нужно делать добро, а нечистым эгоистам – стыд и срам